Городская среда

Роман Карманов: «Мы поддерживаем каждый восьмой проект»

авторы — Антон Уханов, Екатерина Тенетова
Фото предоставлены президентским фондом культурных инициатив

Креативные индустрии и культурные проекты переживают сейчас настоящий бум, и главное здесь — переход от слов к делу. Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов в интервью PLUS рассказал, как получить финансирование на реализацию своей идеи, почему это помогает сформировать новый культурный актив в регионах.


Как правильно заполнять заявку? Кто в креативной индустрии может помочь с ее заполнением?

«Заявка» — слово само по себе не очень привлекательное, но, на самом деле, это просто описание и обоснование проекта. При поиске финансирования для реализации своей идеи у государства или бизнеса вам нужно описание идеи, нужна презентация — что у вас за команда, обладаете ли вы собственными ресурсами, где и для кого вы будете делать свой проект. Вам нужно описать актуальность идеи, почему она нужна и важна именно сейчас. Нужно составить и приложить бюджет. Есть качественные и количественные показатели — сколько людей вы собираетесь вовлечь в свой проект и что они получат после участия в мероприятиях. Собственно, я перечислил всё основное, что необходимо для подачи заявки. Что касаемо помощи — никто не может помочь. Описать свою идею лучше, чем сам автор, не сможет никто. Пытаться переложить на чужие плечи эту задачу или привлечь грантрайтеров — плохая затея, это значит некорректно донести до экспертов то, что вы хотите реализовать, в заявке будет лишь трактовка вашей идеи, что чаще всего заканчивается плачевно.

То есть нет никаких волшебных словесных конструкций, при использовании которых вам сразу дадут финансирование?

Это мой любимый вопрос. Существует такая легенда, что есть специальный язык, которым можно написать заявку и быть уверенным, что эксперты подумают: «Да, этот парень знает, как писать заявки, поставим ему 10 баллов, дадим грант 100%». На самом деле, все это гораздо проще выглядит. Эксперты — это люди, понимающие в своем деле. Например, мы с вами понимаем в медиа. Понимаем мы совершенно по-разному, но тем не менее мы эксперты. В любой сфере такая же ситуация. Но главное, что нужно понимать авторам проектов, что оценивают заявку люди, а не роботы, им по-человечески нужно понимать вашу идею. У экспертов складывается впечатление от заявки в совокупности, важна каждая деталь. Это и настроение, с которым она написана, и насколько корректно и адекватно там даны цифры, как аргументирована актуальность, как вы рассуждаете. Мы с вами занимаемся творческой работой, а здесь легко «улететь в небеса». Самое главное — это адекватность, обоснованность, подробность. У нас 10 критериев, из которых нет ни одного неважного. По каждому из них в заявке нужно рассказать подробно. По сути, это просто 10 шагов, которые вам нужно выполнить, чтобы эксперт понял, с чем он имеет дело, и принял решение о выделении вам средств.

Может ли быть второй шанс?

Может быть и второй, и третий, и восьмой. Мы не присылаем ответного письма с разъяснениями, что конкретно не так в заявке, потому что это физически невозможно. Однако в личном кабинете каждый заявитель увидит общее количество баллов и отдельно баллы по всем критериям. Соответственно, очень легко сделать выводы, где вы не дотянули. У нас довольно высокий балл. Минимум нужно набрать 75 — то есть 7,5 балла за каждый критерий. Если вы открываете и видите, например, 6 баллов — это значит, что в целом у вас неплохо сделано, но нужно изучить еще раз наши подкасты и методичку, понять ошибку. Если у вас 4 балла, то это значит, что вы совсем не разобрались.

Насколько важна поддержка власти и других государственных структур? Творческие люди часто идут параллельно власти.

Не в обиду власти будет сказано, у нас конкурс устроен так, что заявку может подать каждый человек, минуя этап согласования с министерствами и департаментами. В этом смысле у нас было много бесед с министрами культуры со всей страны, которые первое время изумлялись тому, что «люди выигрывают в конкурсе, и только потом мы о них узнаем». Мы им говорим, что в этом же и смысл. Да, можно пойти заручиться поддержкой власти, но в нашем случае это будет расценено как просто дополнительная рекомендация. Например, если ваш проект связан с организацией вот такого фестиваля как «Белый июнь», то это значит, что вам согласуют какие-то организационные моменты. Еще желательно, чтобы власть и другие партнеры написали не только то, что они вас гипотетически поддержат, а в чем конкретно заключается эта поддержка — дадут сцену, место под проведение, сделают рассылку в СМИ и опубликуют информацию у себя, помогут с оборудованием. Тогда да, поддержка власти — это важно. Во многих случаях происходит следующее: люди идут на конкурс, побеждают, власть о них узнает и начинает к ним присматриваться, так в регионе появляются новые люди, развивающие культуру. То есть мы выводим из тени творческих людей. Во всяком случае, мы сейчас видим, что мероприятия, которые появились по инициативе снизу и были поддержаны Фондом, министерства культуры начинают включать в свое планирование. В регионах появляется новый культурный актив. Власть должна пристально изучать тех людей, которые идут на конкурс, и с ними взаимодействовать. Мне кажется, это самый правильный путь, следуя которому в конечном счете будет происходить изменение культурного ландшафта в регионе.

Если говорить о поддержке, чаще всего поддерживаются глобальные проекты вроде нашего проекта по Новодвинской крепости или все-таки локальные?

У нас очень много небольших проектов до 500 тысяч, до 3 миллионов. Например, изготовление игрушек. Здесь, на ярмарке креативных индустрий, мы прошлись по рядам и понимаем, что все мастера могут подать заявку на конкурс. Главное — обосновать, для кого это нужно. В некоторых случаях — это возрождение традиций, в других — это локальная небольшая идея. У нас много небольших образовательных проектов, в том числе и школы гончарного мастерства, музыкальные школы, школы сценаристов. Например, нет в городе какого-то художественного конкурса, значит, его можно организовать. Около 25% заявок — это фестивали и конкурсы.

Когда будет ближайший срок заявок?

19 августа начнется прием заявок на четвертый спецконкурс, подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы не пропустить старт заявочной кампании. Прием заявок на первый конкурс 2023 года начнется осенью, ориентировочно в октябре 2022 года. На самом деле, для хорошего проекта времени уже в обрез, нужно начинать готовиться, брать наши методички и изучать положения. Обязательным элементом у нас является презентация, можно записать видеопрезентацию и подготовить обоснованную актуальность и общественную значимость проекта. Вы можете написать, что в Архангельске чего-то не хватает, но нужно, чтобы ваше мнение было кем-то подтверждено, потому что оно может быть ошибочным. Чем лучше вы обоснуете свою заявку, тем больше шансов на успех. Эксперты могут быть не из Архангельска, поэтому нужно учитывать, что человек, возможно, здесь никогда не был. Вам предстоит через заявку доказать, что идея, правда, важна и нужна.

Приоритетных направлений нет?

У нас есть восемь направлений конкурса. И есть типы проектов, которые к нам могут подаваться. Они разнообразны — фестивали и форумы, тема поиска молодых талантов, креативные индустрии, классическое и академическое искусство, популярная культура, стартапы, кросс-культурные проекты. Вы обязательно найдете то, что подходит вашему проекту. Важно понимать, что это конкурс для проектов в области культуры, искусства и креативных индустрий от Президентского фонда культурных инициатив. Ключевое слово здесь — «инициатива». Это про шанс, который дает жизнь. Ты себе его либо организуешь, либо нет. Либо участвуешь, либо нет. Сейчас так устроена жизнь, что деньги просто так не появятся, я считаю, что это абсолютно правильно. Но при этом сейчас нужно постараться, чтобы не найти деньги: они есть в виде местных и федеральных грантов, Фонда президентских грантов, Фонда культурных инициатив, у Росмолодежи. Если у тебя действительно есть сильная идея, то финансирование найти более чем реально, главное — шевелиться. Просто сидеть и плакать, что нас не поддерживают — абсолютно не конструктивный путь. Высокая конкуренция позволяет нам поддерживать лидеров. Мы в среднем поддерживаем каждый восьмой проект. Важно, чтобы люди понимали, что побеждают те, кто заранее начинает готовиться, а не в последний момент. +