Легенда

Непредсказуемость как суть импровизации

подготовила — ирина коростелёва
фото — гриша аншуков

Архангельский барабанщик и перкуссионист Олег Юданов — один из тех, кто стоял у истоков импровизационной музыки в СССР. В июне 2019-го ему исполняется 70 лет. Непредсказуемость его встреч с аудиторией — то главное качество, что ценят коллеги, критики и слушатели.

Известный фольклорист Сергей Старостин отмечает: «Олег меня потрясает тем, как (!) он умеет рассказать историю на своих барабанах, иногда смешно, иногда наивно, никогда не пресно, всегда по-разному. С ним понимаешь: вот здесь и сейчас он творит этот разговор. Ему есть что сказать аудитории, и он это делает».

Олег Юданов: Музыка, которой я занимаюсь, откликается на любое моё ощущение непосредственно в момент выступления, поскольку позволяет оперировать различными ритмическими блоками, допускает разные их варианты. Конечно, при условии, что уже есть необходимый профессиональный и духовный багаж.

Иногда трудно объяснить, что происходит на сцене. Там образуется твой собственный мир. Там — ты с друзьями, с коллегами. Мне очень важна образность в музыке, интеллект. И в дуэте с кем-то важно, чтобы это были не два монолога, а диалог. Вот это интересно! Я в меньшей степени люблю играть сольные программы. Мне важно взаимодействие.

Один из примеров такого взаимодействия находим на странице ВК «Челябинский органный зал 2.0»: «Послесловие к FRЕЕ JAZZ NIGHT 1 марта 2019. …Если Владимир Хомяков мечтал изобрести способ одновременно хорошо играть на органе и барабанах, то сегодня у него получилось. Потому что в первой части, составленной из его авторских композиций, партия ударных была логична и обоснована от и до. Настолько, что уши отказывались верить глазам, которые показывали двух человек на сцене, а не одного. Олег Юданов — просто удивительный музыкант. Спасибо!»

Олег: У меня много совершенно разных проектов. И в этом — радость! Я до сих пор столько нового узнаю! В июне мы с Алексеем Кругловым будем играть в Москве: одну программу — совместно с органисткой Юлией Иконниковой, а следом — с солистами Ансамбля Дмитрия Покровского. В Архангельске, и не только, всегда с удовольствием участвую в проектах Тима Дорофеева (которых сейчас немало) и моих друзей — многие годы надёжных партнёров. В день моего рождения будем выступать в Гостиных дворах совместно с поэтами.

И, казалось бы, как что повернуть и как перестраиваться? А нужно ли перестраиваться? Нужно быть самим собой. Мы все играем то, чем мы живём в музыке.

Ирина Коростелёва: Игорь Бриль как-то сказал, что «вдохновение — это часть профессии».

Олег: У меня такое ощущение, что оно во мне всё время есть. Может, потому, что я сажусь за мой любимый инструмент? Я уже 55 лет играю на барабанах. И для меня до сих пор каждое выступление всегда — событие! До сих пор!

Ирина: Техническая сторона рождения музыки для слушателя остаётся в тени. Даже если очень внимательно наблюдать, каким образом звуки извлекаются, всё равно секрет какой-то всегда присутствует.

Олег: И он должен быть. Эта тайна искусства существует всегда. В изобразительном искусстве, в поэзии — сколько тайн! Мой друг, художник Олег Кудряшов, говорит, что любая картина начинается с линии: круглой, прямой, волнистой или просто кривой. Это — лишь начало. А далее художник уже идёт за этой линией. Дальше он не властен! Результат всегда непредсказуем. Так же и в музыке.

Я уже 55 лет играю на барабанах.
И для меня до сих пор каждое выступление всегда — событие!

Непредсказуемы и впечатления слушателя, когда, например, импровизация зафиксирована во времени и пространстве. Дискография Олега Константиновича насчитывает полсотни записей с музыкантами первой величины России, Германии, США, Израиля, Голландии, Польши, список можно продолжить. Это тот случай, когда «ребёнок» вылетает из родительского гнезда и начинает собственную жизнь.

Небезынтересно, в этой связи, что пишет в своей книге «Слушая трио Ганелина» (2017 г.) известный британский журналист, критик и музыкант Стив Дэй. Цитируем: «В конце прошлого года [2016 — авт.] я написал рецензию на диск «Русская новая музыка в Китае. Концерт в Шэньчжэне», записанный Ганелиным, Кругловым и Юдановым. Я до сих пор не отошёл от той записи и едва ли отойду в течение ближайших месяцев. Не прошло и года, как трио выпустило ещё один диск, на этот раз записанный в Москве в культурном центре «ДОМ», …центральный трек „That’s Us“ («Это мы»). … три музыканта питаются идеями друг друга, превращая заранее продуманные структуры в спонтанный опыт… по-прежнему готовы удивлять. Никогда не догадаешься, что тебя ждёт».

Ещё русский писатель Иван Бунин задавался вопросами: «…что вообще испытывают люди, подвергаясь воздействию искусства? Очарование от человеческой умелости, силы? Возбужденное желание личного счастья, которое всегда, всегда живет в нас и особенно оживает под влиянием чего-нибудь, действующего чувственно, — музыки, стихов, какого-нибудь образного воспоминания..? Или же это радость ощущения божественной прелести человеческой души, которую открывают нам немногие, подобные Вам, напоминающие, что она все-таки есть, эта божественная прелесть?»

Будем благодарны нашему Музыканту за эти напоминания. +