Городская среда

Мышка-наружка

Автор — Екатерина Матчина

Фото — Анастасия Лелетко

«В футболе и рекламе разбираются все…» — обычная фраза из просторов Интернета, а сколько в ней смысла, не так ли? Мы сталкиваемся с различными видами рекламы каждый день. Она вторглась во все аспекты наших повседневных отношений, наших разговоров, наших мыслей и, в определенной степени, контролируют наше поведение.

Город всегда был важным местом для брендов, чтобы взаимодействовать со своими клиентами. С помощью рекламных щитов, оконных вывесок, плакатов и других материалов рекламодатели стремились привлечь внимание людей, ожидающих автобус, застрявших в пробках или прогулявшихся по торговым районам.

Рекламные объявления подкрались незаметно даже в более мелкие и незначительные вещи в нашей жизни. Во всем, от образования до карьеры, или, покупая шампунь и мобильный телефон, нам приходится полагаться на рекламу. Она говорит нам, что съесть на завтрак, какие купить очки, какой фильм посмотреть.

А Вы можете предположить, когда и где появилась первая наружная реклама? Может быть, пару веков назад на центральных улицах Нью-Йорка или Токио? Сложно поверить, но история такого типа рекламы уводит нас далеко в Древний Рим (VIII—V вв. до н.э.) Самыми первыми источниками считаются «альбумсы» — участки стен, где писали углем разного рода объявления.

И где же сейчас мы видим рекламные призывы в нашем городе? Как потребители мы наблюдаем наружную рекламу по сотне раз в день. Гуляя по улицам Архангельска, мы с подругой фиксировали на фотоаппарат попавшиеся нам билборды, вывески, штендеры, которые у меня в основном вызывали ощущение визуального хаоса. Многие из них выглядели дико: аляповатые вывески, наклеенные одно на другое объявления, безвкусно сделанные стенды на бетонных фундаментах. Большое количество вывесок сделано из некачественных материалов и установлено бессистемно.

Главный художник Архангельска Михаил Трещёвприветствует те случаи, когда люди обращаются в администрацию по поводу рекламы.

«Конечно, это добавляет работы, потому что мы каждое обращение рассматриваем. Но тем не менее есть положительные примеры, когда жители обращаются с конкретной проблемой, которую мы в своей суете просто можем упустить из виду. Далее обращаем на нее внимание, демонтируем или приводим в порядок вывески, устраняем то или иное нарушение. Это радует всегда.»

По словам фотографа и сотрудника проекта «Архиважно» Екатерины Чащиной, есть рекламные конструкции, от которых просто необходимо избавиться. На данный момент в работе проекта запущен процесс по сносу пиллара у ТЦ «ЦУМ», к слову сказать, на главной пешеходной улице Чумбарова-Лучинского.

«За внешним видом конструкции давно никто не следит, да и реклама, размещённая в ней, давно устарела. Администрация отреагировала на нашу жалобу, пообещав демонтировать её», — сообщает Екатерина.

В настоящее время действует Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», где говорится о правилах размещения рекламных конструкций. Кроме того, существует карта города Архангельска, где можно посмотреть места для согласованной рекламы. И вся наружная реклама должна соответствовать этим документам. Расширение незаконной рекламы ставит под угрозу эстетическую функцию: негативно влияет на городской пейзаж так, что постепенно исчезает индивидуальный характер нашей северной столицы.

Главный художник города утверждает, что такая работа проводится планомерно, рекламные конструкции, которые не внесены в схемы рекламных сооружений, не утверждены, не согласованы, подлежат демонтажу. По словам Михаила, администрация города регулярно, в частности отдел по наружной рекламе, осуществляет рейды по городу, где фиксируются все появившееся вновь незаконные рекламные сооружения и инициируются мероприятия по демонтажу. А также работа по внешнему виду конструкций, чтобы они были свежевыкрашенные, без изъянов и ржавчины. Здесь мэрия в силах повлиять и обязать собственников конструкций содержать их в соответствии с требованиями, но никак не может регулировать сам контент, который размещается внутри рекламного поля этой конструкции.

«Такие рекламные конструкции как из дерева, штендеры «Автомойка налево, пройдите 100 метров» они везде на виду, мы их демонтируем, а через неделю появляются на новом месте. Если все за раз «скосить» и убрать, это всё равно потихоньку нарастает, как плесень. Мы убираем, а она опять нарастает, это культура людей, нежелание владельцев бизнеса сделать что-то цивилизованное, нежелание столкнуться с проблемой и решить её достойно, как это положено делать», — считает Михаил Трещёв.

Екатерина Чащина полагает, что в целом администрация города справляется со своей задачей. За 2016–2017 годы была произведена работа по демонтажу с несогласованной рекламой и достаточно не малая.

«В принципе, работа ведется, но она настолько точечная, что мы ее не замечаем. Одни конструкции убирают, как в то время появляются в несколько раз больше новой незаконной рекламы. Цель проекта «Архиважно» и заключается в том, чтобы неравнодушные жители видели эту несогласованную рекламу, отправляли свои жалобы в администрацию города. Нам бы хотелось, чтобы наши читатели были более просвещенными в этом плане и не боялись вести диалог с городом».

Любимая моя Чумбаровка — «изюминка» Архангельска. Гости города и местныежители всегда посещают этот «архангельский Арбат». Есть такая поговорка — «Кто не бывал на Чумбаровке, тот Архангельска не видел». Обычно, чтобы попасть туда, я иду через ТЦ «Александр», именно здесь я остановила свой взгляд на стенах, кишащих «наружкой». Такой явный контраст при переходе на улицу Чумбарова-Лучинского, располагающую к прогулкам, красотам нашего города. И вот поэтому реклама в таких местах, как рынки, торговые ряды, ларьки обязательно должна быть сделана таким образом, чтобы не портить впечатление горожан и гостей города.

Шагнули на Чумбаровку — и вас должны встречать здания, магазины в стиле и в духе старинного города, а не разномастные вывески «Манежа». Любой уголок города должен иметь свой стиль, а не резко контрастировать с ним и не показывать скудность фантазии некоторых егообитателей. А вы не замечали как «ядовитая» торговая реклама съедает исторические центры, культурные достопримечательности и искажает облик Архангельска? В то время, как в городе строятся церкви и реставрируются исторические объекты, происходят музыкальные и театральные события, взгляд людей спотыкается о непродуманные рекламные барьеры торговли и всяческих услуг!

Однако есть такое здание на местном Арбате, где наружная реклама была проработана, и оригинальна. Мне сразу захотелось купить то, что тут продаётся. А значит, предприниматель или хозяин дома донёс до меня свою креативную идею, позволил испытать положительные эмоции. Но если бы не один, а, точнее, множество штендеров, просящих купить товары для лыжного спорта, которые совсем не к месту…

Михаил Трещёв приводит примеры информационных вывесок Кенозерского национального парка у ресторана «Почтовая контора», «Студия 17», кафе «Анров», которые радуют глаз.

«Когда мы видим лаконичную, аккуратную надпись на фасаде с отдельными буквами с фоновой подсветкой, это выглядит всё на европейском уровне. Большинство людей, к сожалению, даже не понимает, как можно делать хорошо, как может выглядеть вывеска лучше, чем они её видят. Потому что с таким засильем визуального мусора и некачественной рекламы, чувство вкуса и эстетики у людей уничтожается, они даже не знают, как может быть по-другому», — делится художник.

«Незатейливые арт-объекты, кричащие всем прохожим, что в городе проходит международный Фестиваль уличных театров — это, пожалуй, единственное, что вспоминается мне из привлекательной рекламы. И самое главное, что она действительно работает!», — считает активист «Архиважно» Екатерина Чащина.

Совершенно непонятен стиль города, а, собственно говоря, где он? У предпринимателей есть ложное представление, что если сделать рекламу своего товара броско и ярко, то его сразу заметят и всё раскупят.

«Контраст ветхого жилья на фоне безвкусных новостроек, теги на стенах, мусор на улицах, разбитые дороги, несанкционированные парковки на газонах, тротуарах, детских площадках и так далее — вот, что формирует стиль нашего города, естественно, негативный»,  — отмечает ЕкатеринаЧащина.

Представьте себе, насколько прекраснее мог бы быть Архангельск, если бы он не был покрыт уродливыми рекламными щитами. Удаление всякого визуального мусора в общественных местах, такого как билборды, освободит нас в наружной обстановке от давления, необходимого для потребления, и позволит нам увидеть ранее затененные части города или новые захватывающие перспективы. Любые оставшиеся пустые пространства могут быть восстановлены с целью искусства, поэзии и вдохновляющей социальной кампании (например, добровольчество).

Своим мнением поделился стрит-арт-художник Дмитрий Резвый. По его словам, наружная реклама в виде объявлений приводит в ужас, которые мешают при создании уличного искусства.

«Объявления загрязняют стены и мешают исполнить качественный рисунок, если их предварительно не отодрать, но это иногда может занять больше времени, чем сам акт рисования. Заказчики часто просят делать рекламу их комплекса в таком стиле. И стрит-арт начинает постепенно выживать наружную рекламу».

Екатерина Чащина — фотограф, и она, естественно, замечает «наружку», перенасыщенную визуальной информацией на улицах. С Северным округом, где она живет, дела обстоят несколько лучше, чем в других районах. Но не в этот раз…

«Я шла на работу по набережной реки Кузнечихи по зелёной аллее и увидела вкопанный металлический стенд алкогольной продукции «Пять звёзд». Зашла в этот магазин, попросила номер телефона управляющей. Позвонила и объяснила, что существует Федеральный закон „О рекламе“, где говорится о правилах размещении рекламы. Реклама сети „Пять звёзд“ на аллее считается незаконной, её никто не согласовывал. Более того, она здесь как бельмо на глазу. Управляющая магазином выслушала и согласилась мирно решить этот вопрос, пообещав демонтировать стенд. К вечеру рекламной конструкции уже не было. Это не может не радовать. Что касается центра города, то здесь, куда ни глянь, всюду нервирующая, диссонирующая с окружающей средой реклама. В рамках проекта „Архиважно“ мы поднимаем эти вопросы в социальных сетях и ведём активный диалог с администрацией города».

«Реклама — это визуальная подача, работа с колористикой, с образами, с типографикой, с шрифтом и его начертанием. Далеко не многие рекламодатели, которые заказывают наружную рекламу, заморачиваются на счет качественного контента, потому что это целая наука, которая, к сожалению, в провинциях „успешно“ умерла. Раньше, в советские времена, всё было на достойном уровне, так как плакатное дело хорошо поставлено, люди писали от руки. С пришествием Word`а в 90-е всё скатилось, и есть очень редкие образцы, когда мы можем увидеть приятный рекламный пакет», — высказывает своё субъективное мнение Михаил Трещёв.

Я не призываю убирать абсолютно всю рекламу нашего замечательного города, как это сделал бразильский Сан-Пауло. Там в 2007 году запретили наружную рекламу в рамках закона «Чистый город». Лишившись рекламы, этот город стал похож на больного пациента, из которого выкачали всю радость. Следуя примеру Сан-Пауло, десятки городов, в том числе и Архангельск, начали экспериментировать с некоторыми ограничениями: убрали более 100 рекламных конструкций, уродующих наш город. Благодаря такой активной борьбе люди начинают видеть, насколько хороши их города могут быть без огромных бургеров и рекламных щитов продажи пылесоса. А очистка зданий от рекламы также непреднамеренно освободила бы больше места для работы уличных художников и помогла бы сделать новые и существующие произведения искусства привлекательными для городской среды.

Нет надобности тотально избавляться от наружной рекламы, а можно использовать её для улучшения городской среды, делать её более креативной, полезной и интересной.