Городская среда

Михаил Родионов: «Я люблю всё живое»

Беседовала — Екатерина Тенетова,
Фото — из архива Михаила Родионова
Поговорить с человеком, который из-за дня в день пристально наблюдает природу, может с точностью различать голоса птиц, а не оттенки новостей — редкая возможность в наше время. Режиссер, оператор-анималист Михаил Родионов начал снимать кино о животных в 2008 году. С тех пор работал во многих регионах и заповедниках. В Архангельске на кинофестивале Arctic Оpen (проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив) Михаил Родионов в 2018 году показывал свой фильм, а в этом — проведет лабораторию для детей, где расскажет о том, как наблюдать природу через объектив кинокамеры. В преддверии приезда в Архангельск режиссер поделился с PLUS премудростями профессии.

Михаил, расскажите, как выстраивается съемочная площадка в диких условиях?

Зависит от целей и задач. Либо подготавливается место — засада, где оператор присутствует и ожидает прихода животного, либо прокладывается какой-то маршрут, и тогда оператор на ходу пытается снять животное. И третий вариант — это использование автономных камер, когда находишь место активности животных, где проходит их тропа или замечено интересное поведение, там оставляешь камеру на 10–12 часов или фотоловушку. Фотоловушки мы используем реже из-за плохого качества изображения. Бывает такая ситуация, что из твоих съемок выстраивается хорошая история, и для завершения эпизода не хватает каких-то кадров, тогда приходится использовать кадры животных из зоопарка. Но это для меня и моих коллег очень редкая практика.

Поделитесь вашим рекордом нахождения в засаде…

Шесть дней я находился на острове с пеликанами. Все потому, что если ты будешь проявлять большую активность: приплывать, уплывать с острова, то пеликаны просто уведут своих птенцов, и ты ничего не снимешь. Нужно было быстро заскочить на остров и сидеть в засаде, пока пеликаны не потеряют бдительность и не решат, что ты под землей исчез и тебя больше не существует. Но так обычно не делают, потому что из-за усталости снижаются внимательность и производительность оператора. Животные — они рабы привычек, приходят на одно и то же место в одно и то же время, поэтому необязательно долго ждать, главное — вычислить это место и время.

Что для вас самая большая удача? Когда вы испытываете радость в процессе работы?

Раньше для меня было большой радостью, что я снял что-то, чего раньше никто не видел или не снимал, или если сделал больше, чем планировал. Например, в прошлом году я снял кавказскую рысь с рысенком, это был очень волнительный момент. Сейчас самая большая радость — это сделать удачный фильм, искать новые творческие приемы. А если в макроформате смотреть, то я рад, что до сих пор этим занимаюсь, потому что бросить хотелось не раз! Гложет невостребованность фильмов о диких животных — если просто посмотреть на статистику просмотров на ютубе или телеканале «Культура», видно, что фильмы не пользуются большим спросом, есть очень маленький пласт любителей. Это процесс двусторонний — мы не можем пробиться к аудитории, аудитория не может пробиться к нам.

Надеюсь, что фестиваль Arctic Open поможет локально решить эту проблему. В Архангельске вы проведете мастер-класс для детей. Дети по-иному воспринимают природу?

Я не знаю, почему принято считать, что кино про животных — это для детей. Это заблуждение. Я встречал много взрослых людей, увлеченных природой. Я уверен, что в природе очень много места для глубоких, умных людей. Ученые, поэты, художники, киноанималисты, фотографы… Им, чтобы добиться хорошего результата, приходится тратить годы, годы и годы. У детей, конечно, разум больше открыт новому, они верят, что происходит очень много всего чудесного. И для меня в детстве всё, что касалось природы, было таким же захватывающим, как волшебные миры Толкина или Гарри Поттера, но с важным отличием: мир природы существует на самом деле! И для человека в этом мире масса возможностей, например можно стать первопроходцем и первооткрывателем! Эпоха географических открытий закончена, но эпоха биологических открытий происходит прямо сейчас! А мастер-класс в Архангельске — это для меня первый подобный опыт, но весьма логичный: я постоянно учусь у своих коллег, выдумываю что-то сам, и этим мне хочется поделиться.

Когда человек, привыкший ходить за грибами или на прогулки в лес, решил попробовать смотреть на природу через объектив кинокамеры, в чем разница и что он увидит нового?

На самом деле ничего принципиального не произойдет, кроме разочарования, потому что скоро выяснится, что ничего не получается. Нужно научиться ­по-другому смотреть на природу. У многих киноанималистов мирового уровня не было кинематографического образования, а было биологическое образование, они шли от знаний о природе. Киноанималистика — это междисциплинарный жанр. Важно уметь и снимать кино, и наблюдать природу. Например, как наблюдать птиц? Очень просто — нужно выучить их голоса. 

И тогда ты заходишь в лес, тебе не нужен бинокль, ты по голосам определишь: там черный дятел, там соловей поет, там дрозд-белобровик, там зяблик, там мухоловка. Ты знаешь птиц вокруг себя, но ты их не видишь. То же самое касается и зверей, ты смотришь, где следы и какие — отпечатки лап, копыт. Потом ищешь следы жизнедеятельности животных и уже понимаешь — тут куница пробежала, тут бобр дерево погрыз, туда олени прошли, туда кабаны побежали. И это уже живая карта! Я помню, в детстве, когда я выбирался в лес, при этом уже начитавшись книжек и насмотревшись фильмов, на меня обрушивалось разочарование тем, что лес пустой! Нет животных! Идешь целый день, а там пусто: цветы, грибы, деревья, а животных нет. Сейчас мне уже проще искать объекты съемок.

А на севере, в Арктике, вам было бы интересно снимать?

Да, мне эта природа очень интересна, да и вообще арктическая тема сейчас у всех на слуху, идет сериал BBC “Frozen Planet II”. Они там много снимали про Арктику. Есть ряд животных, которые очень популярны и про них много снимают — белые медведи, косатки, овцебыки, моржи. И мне этих животных было бы очень интересно увидеть живьем. Снимать — нет. Я бы с удовольствием поснимал в Арктике те участки, где есть животные, которые редко попадают в камеру. Может, на границе лесного пояса и пояса арктических тундр. Мне вообще интересно всё живое. Абсолютно всё живое! Может, это сейчас неприятно прозвучит, но… В Дагестан постоянно приезжает множество ученых, и в этот раз я познакомился с парой ученых-паразитологов, которые изучают глистов. И они столько интересного рассказали! Там рассказов не на один фильм! Это абсолютно захватывает, когда понимаешь, что на всё живое распространяются одни и те же законы. Какое бы странное живое существо ни существовало, оно живет по тем же законам, что и мы. 


Мастер-класс «ЭКОкино» → 2–5 ноября
Руководитель → Михаил Родионов
Место встречи 
Архангельск → актовый зал библиотеки САФУ
Северодвинск → ЦКиОМ
• Научиться наблюдать мир дикой природы
• Узнать о профессии киноанималиста
• Научиться проявлять эмпатию и заботу о мире