Местное

Местные продукты.
Трудный путь на стол

беседовал — евгений тенетов

Сейчас много говорят о местной кухне, местных продуктах, региональной самоидентичности и импортозамещении. Дескать всё «местное, к столу уместное», «чем богаты, тем и рады». Приезжают эксперты, рестораны включают в меню блюда северной кухни. Говорят много, а что на деле? Где взять эти самые местные продукты? Кто их производит? Об этом и многом другом, мы поговорили с председателем правления Архангельского «Облпотребсоюза» Еленой Анатольевной Шепелевой.

Евгений Тенетов: Елена Анатольевна, у Архангельского Облпотребсоюза почти столетняя история, расскажите, как сейчас живет организация.

Елена Шепелева: Потребительская кооперация — уникальная, и на сегодняшний день, единственная система в стране, которая продолжает играть очень важную роль в жизни села: обеспечивает продуктами питания, создает занятость населения, иногда даже отвечает за «культурную составляющую».

Сейчас в состав Союза входят 105 юридических лиц, которые представлены во всех муниципальных районах Архангельской области.

В организациях потребительской кооперации Архангельской области трудится более 3 тысяч человек, действуют 535 розничных торговых предприятий (магазины, павильоны, палатки, киоски), 56 предприятий общественного питания, работают 174 цехов по производству пищевой продукции.

В Пинежском районе есть «Петровская ярмарка». И местная продукция пользуется здесь большим спросом, ведь, как известно, местное — значит натуральное.

Мы предлагаем покупателям натуральные продукты, которые произведены, выращены или собраны на нашей северной земле. По сути, деятельность Облпотребсоюза — это решение проблемы импортозамещения в Архангельской области, о которой так много говорят.

Тенетов: Вы продвигаете на рынке свои продукты?

Шепелева: Мы принимаем участие в различных конкурсах: региональных и федеральных. Ведущие пищевые предприятия участвуют в конкурсах и становятся лауреатами качества, пользы. Главную оценку нам ставит потребитель, мы постоянно видим это на ярмарках, которые проводятся в районных и областных центрах. В Пинежском районе есть «Петровская ярмарка». И местная продукция пользуется здесь большим спросом, ведь, как известно, местное — значит натуральное. Вопрос качества для нас стоит на первом месте. Также мы занимаемся закупкой сельхоз продуктов. Эта отрасль должна быть приоритетной, но есть сложности и с закупкой, и с реализацией. Ни для кого не секрет, что происходит постоянный отток молодого активного населения из нашего региона.

Тенетов: Как себя чувствуют на селе предприниматели?

Шепелева: Проблемы у предпринимателей малого бизнеса, конечно, есть. И они касаются не только наших сельских производителей, но и всего малого бизнеса — это высокая фискальная нагрузка: налоги, сборы, взносы. Невозможно сделать наценку, которая покрывала бы все эти расходы, — в этом случае наш продукт будет не по карману жителю сельской местности. Поэтому большинство наших магазинов на селе убыточны.

Это низкая доступность кредитных и финансовых ресурсов и ограниченность региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса.

Тенетов: То есть, организации совсем не на кого рассчитывать?

Шепелева: На сегодняшний день осталась одна областная программа: доставка продуктов в труднодоступные пункты. Но она очень маленькая и включает в себя только товары первой необходимости. Нам важна даже мизерная помощь, хотя бы от сельских администраций.

Например, очистить дороги от снега. К магазину порой не подъехать. А в магазине работает один человек: он же продавец, истопник, кассир и завхоз…

Наверное, самая важная проблема — это отсутствие устойчивой связи в сельской местности. На сегодняшний день без интернета мы просто не можем торговать: по новому законодательству мы должны иметь онлайн кассы, которые передают информацию в налоговую инспекцию. Поэтому без покрытия интернетом Архангельской области мы просто не сможем работать. В тех населенных пунктах, где существуют проблемы со связью, например, на Пинеге, в Березнике, мы устанавливаем усилители за счет собственных средств. А это дополнительные затраты, и достаточно существенные.

Иногда мы вынуждены просто закрывать небольшие магазинчики там, где нам этот усилитель придется окупать годами. В итоге страдают местные жители, для которых магазин сегодня — это единственный культурный центр. Здесь они встречаются, общаются, обсуждают местные новости и даже празднуют дни рождения. В некоторых магазинах мы даже открывали пункты обмена книг, своеобразный аналог библиотеки, где иногда встречались очень интересные экземпляры!