Местные продукты.
Трудный путь на стол
беседовал — евгений тенетов
Евгений Тенетов: Елена Анатольевна, у Архангельского Облпотребсоюза почти столетняя история, расскажите, как сейчас живет организация.
Елена Шепелева: Потребительская кооперация — уникальная, и на сегодняшний день, единственная система в стране, которая продолжает играть очень важную роль в жизни села: обеспечивает продуктами питания, создает занятость населения, иногда даже отвечает за «культурную составляющую».
Сейчас в состав Союза входят 105 юридических лиц, которые представлены во всех муниципальных районах Архангельской области.
В организациях потребительской кооперации Архангельской области трудится более 3 тысяч человек, действуют 535 розничных торговых предприятий (магазины, павильоны, палатки, киоски), 56 предприятий общественного питания, работают 174 цехов по производству пищевой продукции.
Мы предлагаем покупателям натуральные продукты, которые произведены, выращены или собраны на нашей северной земле. По сути, деятельность Облпотребсоюза — это решение проблемы импортозамещения в Архангельской области, о которой так много говорят.
Тенетов: Вы продвигаете на рынке свои продукты?
Шепелева: Мы принимаем участие в различных конкурсах: региональных и федеральных. Ведущие пищевые предприятия участвуют в конкурсах и становятся лауреатами качества, пользы. Главную оценку нам ставит потребитель, мы постоянно видим это на ярмарках, которые проводятся в районных и областных центрах. В Пинежском районе есть «Петровская ярмарка». И местная продукция пользуется здесь большим спросом, ведь, как известно, местное — значит натуральное. Вопрос качества для нас стоит на первом месте. Также мы занимаемся закупкой сельхоз продуктов. Эта отрасль должна быть приоритетной, но есть сложности и с закупкой, и с реализацией. Ни для кого не секрет, что происходит постоянный отток молодого активного населения из нашего региона.
Тенетов: Как себя чувствуют на селе предприниматели?
Шепелева: Проблемы у предпринимателей малого бизнеса, конечно, есть. И они касаются не только наших сельских производителей, но и всего малого бизнеса — это высокая фискальная нагрузка: налоги, сборы, взносы. Невозможно сделать наценку, которая покрывала бы все эти расходы, — в этом случае наш продукт будет не по карману жителю сельской местности. Поэтому большинство наших магазинов на селе убыточны.
Это низкая доступность кредитных и финансовых ресурсов и ограниченность региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Тенетов: То есть, организации совсем не на кого рассчитывать?
Шепелева: На сегодняшний день осталась одна областная программа: доставка продуктов в труднодоступные пункты. Но она очень маленькая и включает в себя только товары первой необходимости. Нам важна даже мизерная помощь, хотя бы от сельских администраций.
Например, очистить дороги от снега. К магазину порой не подъехать. А в магазине работает один человек: он же продавец, истопник, кассир и завхоз…
Наверное, самая важная проблема — это отсутствие устойчивой связи в сельской местности. На сегодняшний день без интернета мы просто не можем торговать: по новому законодательству мы должны иметь онлайн кассы, которые передают информацию в налоговую инспекцию. Поэтому без покрытия интернетом Архангельской области мы просто не сможем работать. В тех населенных пунктах, где существуют проблемы со связью, например, на Пинеге, в Березнике, мы устанавливаем усилители за счет собственных средств. А это дополнительные затраты, и достаточно существенные.
Иногда мы вынуждены просто закрывать небольшие магазинчики там, где нам этот усилитель придется окупать годами. В итоге страдают местные жители, для которых магазин сегодня — это единственный культурный центр. Здесь они встречаются, общаются, обсуждают местные новости и даже празднуют дни рождения. В некоторых магазинах мы даже открывали пункты обмена книг, своеобразный аналог библиотеки, где иногда встречались очень интересные экземпляры!