Arctic Art Forum

Карты смыслов

Фото предоставлено: Arctic Art Forum

Arctic Art Forum (Арктический форум искусств) в третий раз пройдёт в Архангельске на площадке Дома молодежи Архангельской области.

Форум — место для встречи художников, дизайнеров, архитекторов, экспериментальных режиссёров и музыкантов Евро-Арктического региона России, где уникальное северное наследие воссоздаётся и перечитывается заново. Участники из России, Норвегии, Финляндии, Швеции встретятся для того, чтобы обсудить общие вызовы, которые происходят на пересечении традиционной и современной культуры, а также для объединения творческих работников, которые создают качество жизни человека в Арктике.

Тема Arctic Art Forum в 2018 году — «Карты смыслов». Речь идёт о внимании к повседневности, с которой связана личная история каждого жителя города.

Художники и режиссёры создают визуальные и звуковые изображения новых маршрутов и альтернативные карты Севера, чтобы всем вместе подумать, как создать экосистему для инновативных творческих людей на Севере, чтобы они оставались, а не уезжали.

Одно из ключевых мероприятий форума — семинар «Дерево — это классно» (Wood is cool), целью которого является привлечение внимания к ценности деревянной архитектуры в регионе, который долго был «всесоюзной лесопилкой». Какие технологии работы с деревом интересны и актуальны сегодня? В проекте участвуют исследовательский центр «Проект Север» (Санкт-Петербург), шведская культурная платформа Intercult (Стокгольм) и молодые архангельские специалисты в области архитектуры и городского планирования.

Сергей Куликов (Москва, Россия).

Историк архитектуры, куратор, сооснователь Центра развития северных территорий «Проект Север». Сергей окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Работая в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», Сергей участвовал в разработке учебной программы студии Thinning («Истончение»), посвящённой проблемам территориального развития отдалённых и стратегически важных регионов России, в частности ЯНАО. В команде КБ «Стрелка» Сергей в числе прочих проектов занимался разработкой форсайт-модели для Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в Иркутской области. Сейчас Сергей участвует в ряде исследовательских проектов, посвящённых архитектурно-градостроительной специфике освоения территорий с суровым климатом, таких как исследование советского опыта проектирования поселений на Крайнем Севере. Результаты исследований были представлены на специализированных конференциях в России и за рубежом.

Антон Кальгаев (Санкт-Петербург, Россия).

Культуролог, куратор, сооснователь Центра развития северных территорий «Проект Север». Антон окончил философский факультет СПбГУ и постдипломную программу Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (студия Hinterland («Провинция») под руководством Рема Колхаса). Работая в Институте «Стрелка», Антон в 2013 году курировал публичную программу института, в рамках которой провёл серию событий, посвящённых проблемам территориального развития северных территорий. В 2014 году Антон был со-куратором выставки «Fair Enough. An Expo of Ideas» в Российском павильоне Венецианской архитектурной биеннале. Выставка получила специальную премию жюри. Сейчас Антон занимается проектами в области территориального развития.

Мастерская «ТАФ» — «Театр архитектурной формы» (Россия)

Существует с осени 1979 года с момента прихода в институт в качестве педагога архитектора-дизайнера, кандидата искусствоведения Александра Ермолаева. Официально утверждён при кафедре «Интерьер» МАРХИ в рамках студенческого клуба как художественно-исследовательский кружок-студия. В то время «ТАФ» — это студенческий кружок, семинар, студия, лаборатория, театр, среда непосредственных творческих контактов педагога и студентов ради формирования у каждого своего осмысленного художественного мира. В Каргопольском районе Архангельской области в селе Ошевенск уже более 20 лет назад мастерская «ТАФ» открыла летнюю базу, которая помогает воспитывать студентов-архитекторов и дизайнеров. 15 восстановленных и вновь построенных домов образуют территорию, на которой северная аутентичность не просто сохраняется, а продолжает жить. Это уникальная среда традиционной деревни, в которую мастера привнесли элементы искусства XXI века.

Светлана Судат (Кронштадт, Россия).

Координатор выставки предметного дизайна «Культура быта. Север». История «Культуры быта» началась задолго до своего открытия в Кронштадте. Первая выставка под этим названием прошла ещё в 2015 г. в пространстве «Принткафе». Однако, тогда дизайнеры не были объединены общей темой. А полтора года назад Катерина Поварёнкина (ELNIK) и Боремир Бахарёв (оба дизайнеры и участники текущей выставки) решили продолжить это дело и привлекли куратора Светлану Судат. Расширился круг участников, и сузилась тема. Дизайнеры черпали вдохновение из Русского Севера. Пожалуй, самого аутентичного уголка русской культуры. В итоге 12 дизайнеров представили 14 объектов.