Дизайн

Дмитрий Рекин. Придумал, пошел, сел, сделал

подготовили Виктор Тяпков и Диана Титенко

16 Мая закончилась архангельская выставочная программа московской международной биеннале графического дизайна «золотая пчела». Последняя выставка — совместный плакатный датско-русский проект 17for17 — была посвящена 17 целям устойчивого развития оон. Несмотря на абстрактность целей, известные датский и русские дизайнеры сделали крепкие и убедительные плакаты. Датские работы — простые и понятные. Русские — сложные и странные. Наверное, каждого посетителя выставки буквально останавливал графичный и насыщенный плакат нижегородского дизайнера дмитрия рекина. Мы поговорили с дмитрием о том, почему его плакат получился именно таким.

Дмитрий Рекин, 
LIFE ON LAND


Этот плакат я придумал быстро. 

Времени сейчас мало, поэтому сначала стараюсь придумать концепцию, а потом уже садиться и делать. Вот и этот лист достаточно быстро сложился. Мысли прилетели, стал подбирать нужные материалы. Делал урывками около недели. Если бы с утра до вечера сидел, возможно, за день бы сделал. Плакат можно сделать и за несколько часов. Над самым «коротким» плакатом работал часа полтора-два. Придумал, пошел, сел, сделал. Самый «длинный» занял две недели, но там было много прорисовки.


Дмитрий Рекин — известный русский графический дизайнер. Живет и работает в Нижнем Новгороде. Участник и победитель многих международных конкурсов. Среди важнейших — две премии на Международной биеннале графического дизайна «Золотая Пчела 14» (2020), первое место международной биеннале в Боливии (2019), бронза биеннале в Люблине (2017), золото Международной триеннале эко-плаката «4-й Блок» (Харьков). Организатор международной биеннале дизайна Strelka.


Для данного плаката было необходимо дерево. У меня лес сразу под окнами, но не всё, что нужно, можно найти в природе. Нужен был определенный ракурс, нужна была определенная форма, фактура и освещение. Поэтому пень взял из интернета. Но он был довольно серьезно обработан. Пришлось где-то шпаклевать, где-то подрезать, сучки кое-где отрезаны были, где-то подрисованы и так далее. Опять же надо было найти материал высокого качества. Рисую только тогда, когда не могу найти необходимую форму, фактуру, и когда сфотографировать не получается.

Не очень радуют проекты, которые сделаны ровно так, как я их задумал. Нравится, когда получается случайно, нажал какую-то кнопку, отключил/включил или отзеркалил/перевернул — и вот оно. Хорошо, когда в таком поиске вдруг проявляется неожиданная форма, пятно. С этим плакатом так и было. Я знал примерно, как он должен выглядеть, но в итоге он получился другим, потому что был поиск. Ещё нравится в работах сознательно идти против законов композиции. Специально делаю так, чтобы передать зрителю чувство дискомфорта, неудобного тяготения. Чтобы зритель почувствовал, что-то не так, что-то неправильно.



Когда работаешь над плакатом, не надо вспоминать о трендах. Думаешь: а может лучше минимализм? Может только одну маленькую строчечку добавить от руки сверху? Но если бы я так делал, то это был бы уже не мой плакат. Например, кто-то прокомментировал мой плакат «Преступление и наказание» — а там много текста, гниющего изнутри — мол, «такая классная идея, зачем ты ее замусорил вот этим самым текстом вокруг?» Да, можно было просто силуэтом все решить, довести до знака без всякого текста, но это не мой стиль. Простой плакат слишком быстро считывается. Сложный останавливает внимание, заставляет читать. Мне надо, чтобы люди подошли, увидели и начали копаться: зачем этот шум, он здесь лишний? А это не лишний шум, здесь каждое слово, каждая деталь продумана.

Вот и в этом плакате далеко не все просто. Подбирал фактуры, смотрел, чтобы каждое пятнышко было на своем месте. Вот эти зелёные срезы на дереве можно было и не делать. Но тогда было бы криво, недоделано. И тень — специально. Она дает возможность для жизни, позволяет спрятаться от убивающего света. Еще остался кусочек жизни в тени высыхающих корней. Первый вариант плаката был черно-белый. Но тут я понял, что черно-белый получается слишком камерным. Что нужны акценты, которые будут вносить диссонанс, но при этом диссонанс не должен быть кричащим. Хотелось бы напечатать этот плакат простым офсетом на какой-нибудь совсем тонкой 90-граммовой бумаге. Краски провалятся, и цвета жухлыми будут. Есть в этой гамме что-то от серебра, от металла.

Нужны ли такие плакатные акции? Если хочешь попытаться с помощью заданной темы высказать свое мнение на какую-то наболевшую проблему, то тут, конечно, надо участвовать. Может,  на выставку придет мало людей, но если хотя бы одного человека работа заставит задуматься, то она уже не зря была сделана. Да и сейчас в фейсбуке или инстаграме гораздо больше людей увидят мой плакат, даже если я тысячу плакатов напечатаю и развешу по городу. Плакат перестал быть чисто информационным носителем, он давно уже стал частью культуры. И это уже не просто жанр технический, листовка крупного формата, это уже произведение искусства. +


Организаторы проекта:
Датский институт культуры в сотрудничестве с некоммерческой организацией Chora2030 (Дания),
Плакат-центр и ЦСИ Архангельск