Городская среда

Человек, Простой и Сложный

Архангельский молодёжный театр сыграл премьеру о людях на все времена — простом и сложном

23 и 24 сентября пановцы при полном зале отыграли в ЕКЦ «Звезда Севера» премьерный блок нового спектакля Дмитрия Крестьянкина «Человек для любой поры».

Спектакль играли, по сути, в среднем формате. В центре зрительного зала «Звезды Севера» художница спектакля Шура Мошура поместила длинный стол, состоящий из трёх частей, который в течение спектакля трансформировался в лодку, тюремную камеру и даже боксёрский ринг. Зрители расположились в предельной близости от происходящего — по две стороны от стола.

Режиссёр и артисты открыли новое современное звучание пьесы об Англии XVII века. Ставя пьесу о Реформации, о борьбе англиканской и католической церквей, Дмитрий Крестьянкин вывел на первый план не историческое, а вневременное противоречие двух мировоззрений. Пьеса в первую очередь — о противостоянии государственного деятеля Томаса Мора с королём Генрихом XVIII. Спектакль же актуализировал другое противоречие — между Простым человеком и Сложным.

Простой человек, которого сыграл Александр Берестень, стал полноценным главным героем спектакля. В течение двух часов артист несёт на себе эффект «театра в театре», взаимодействуя с публикой методом открытой театральной игры. В начале спектакля Александр говорит со зрителями от своего имени, разрушая иллюзию и обнаруживая реальность спектакля в спектакле. Но роль артиста выходит далеко за пределы конферанса: его Простой человек, при всей своей условности, получается удивительно живым и узнаваемым. Его Простой человек — это, по сути, обыватель, который предпочитает плыть по течению. И в этом его противоречие с верным своим принципам Томасом Мором, этаким Сложным человеком.

Сэр Томас в исполнении молодого артиста Юрия Бегметюка во всём вышел антиподом Простого человека. Артист, которому особенно хорошо удаются хитрецы и хулиганы, в этой роли совершенно преобразился: даже его черты и фигура приобрели особое благородство и стать. Костюм с иголочки, мужественное спокойствие, интеллигентная экономия эмоций при богатстве внутренней работы — таков его Томас Мор.

Тяжеловесная историческая пьеса в постановке Дмитрия Крестьянкина, действительно, превратилась в дерзкий боевик с парой разудалых драк. Кстати, драки решены очень эффектно — ни одного удара, хотя благодаря сценическому свету кажется, что оплеухи в сценах насилия сыпятся одна за другой. Кстати, Простой человек об этих сценах заранее предупреждает и просит зрителей закрыть глаза, если страшно: но, кажется, не столько потому, что щадит их чувства, столько потому, что сам привык закрывать глаза на зло.

Зрители встретили спектакль долгими аплодисментами. Художественный руководитель театра Виктор Панов также остался доволен спектаклем.

— Ребята, мы опять доказали, что мы не такие, как все! — сказал Виктор Петрович артистам после премьеры. — Я создавал театр и говорил: «Мы никогда не будем такими, как все!» — и мы следуем этому завету. Мы уходим от развлечения зрителей. В этом спектакле нет «мулек» — здесь наотмашь бьёт текст и ваше к нему отношение! Театр есть отражение времени, поэтому мы совершенно правы. Вот что такое сегодняшний театр. Наш театр для умных, сознательных людей.

Виктор Петрович нашёл добрые слова для многих артистов — и для Юрия Бегметюка, который в роли сэра Томаса сделал большой шаг вперёд, и для Филиппа Шкаева, который сыграл, по сути, эпизод, но какой — кардинала Вулси, бешеного пса на поводке у короля.

И, конечно, худрук поблагодарил за работу постановочную группу — режиссёра Дмитрия Крестьянкина и художницу Шуру Мошуру. На память об этой — наверняка не последней! — совместной работе с пановцами они увезли книги о Молодёжном театре и его истории. Виктор Панов и артисты, занятые в спектакле, оставили на экземплярах книги «Мы сами создавали своё будущее», предназначенных Диме и Шуре, автографы и слова благодарности.

— Вы — театр, у которого есть своё собственное лицо, и очень приятно работать с вами, — сказал Дмитрий. — Я благодарен всей команде за доверие, за вашу самоотверженность и терпение. Мне было очень интересно и страшно с этой пьесой, и я рад, что мы с ней, кажется, справились. Ещё увидимся! +