Странствующий архитектор

Большой дворцовый переворот

автор и фото — юрий барашков

Историк архитектуры, знаменитый архангельский краевед юрий барашков известен в архангельске почти всем. Яркая большая жизнь — проектирование чумбаровки, депутатство в верховном совете ссср, десятки книг, статей, фильмов и громких, порой парадоксальных заявлений. Но главная его черта — это любовь к жизни, причём взаимная. В 80 лет он вдруг женился на француженке, отбыл в нормандию и теперь путешествует по европе. Недавно он предложил писать в наш журнал небольшие архитектурные заметки. Мы назвали эту рубрику «странствующий архитектор».

Франция продолжает удивлять виртуозным использованием в архитектуре деревянных клееных конструкций. И вот опять! На Марсовом поле появился Эфемерный Большой дворец — Grand Palais Ephemere. Эфемерный потому, что он задуман в качестве временной замены одного из главных выставочных залов Франции Гран-Пале, который закрывается на реконструкцию до 2024 года.

Автор дворца архитектор Жан-Мишель Вильмотт уже знаком по Русскому культурно-просветительному ­православному центру, который своими позолоченными куполами выделяется на набережной Бранли в самом сердце Парижа.


Эфемерный Гранд-Палас напротив военной школы

Крестообразный в плане Эфемерный Большой дворец расположился при входе на Марсово поле, прямо напротив здания Военной школы. Крестообразный в плане, он состоит из двух пересекающихся большепролётных овальных нефов. Торцы нефа, расположенного по оси Эйфелева башня — Военная школа, остеклены на всю высоту. В стёклах одного фасада отражается Марсово поле и Эйфелева башня, в стёклах противоположного фасада — здание Военной школы. Торцы поперечного нефа — глухие. Но на всех четырёх торцах конструкция арочного перекрытия пролётом 40 м оставлена открытой и вместе с материалом арок — клееной древесиной — является главным украшением дворца. Диагональные связи двух поясных арок несколько перекликаются с ажурными металлическими решётками Эйфелевой башни. Всё это идеально вписывается в престижное пространство в центре Парижа.

Решение о возведении дворца было принято Ассоциацией нацио­нальных музеев и комитетом Олимпийских игр-2024. В течение четырёх лет дворец будет принимать выставки, салоны и состязания. В 2024 году он станет одним из спортивных залов Олимпиады, а потом обязан исчезнуть. Только с этим условием местные жители и мэрия седьмого парижского департамента дали согласие на его строительство. «Нам было сложно получить все разрешения от соседей. Нам нужно было обещать им, что стройка не повредит их комфорту, что мы не будем очень шуметь и не испортим прогулки и отдых на Марсовом поле», — поделился автор проекта, и он действительно сделал Гранд-Палас-Эфемер образцовым с точки зрения аргономичности и уважения к существующей среде.


Фасад, Обращённый к Военной школе

По дизайну и архитектуре этого нестандартного сооружения можно судить о возможностях и современных тенденциях использования конструкций из клееной древесины в современной архитектуре. Жаль, что наш Архангельск, расположенный в лесном крае, когда-то ставший зачинателем изготовления большепролётных конструкций из клееной древесины, остановился на Дворце спорта и крытом рынке. А мог бы состояться лидером в России в деле использования в отечественной архитектуре этого безусловно конкурентоспособного в сравнении с другими материала, что и демонстрирует французская архитектура. Вроде бы и начиналось что-то в 1970-х годах, но тут же заглохло. Лишь кандидатские и докторские диссертации, а в реализации ничего, к сожалению… +