Городская среда

Архангельский джаз. Химия звуков

На основе книги «40 лет импровизации. Дни джаза в Архангельске». Реализация этого проекта стала реальной благодаря Президентскому фонду культурных инициатив.

2022 год — вдвойне юбилейный: 100 лет джазу российскому и 40 лет архангельскому фестивалю «Дни джаза». Весной в Архангельске при поддержке Президентского фонда культурных инициатив вышла книга «40 лет импровизации. Дни джаза в Архангельске». Чтобы избежать сухих музыковедческих рассуждений, авторы книги решили дать слово основным «действующим лицам и исполнителям», все 40 лет создававшим историю архангельского джаза. Мы сделали своеобразную выборку из интервью героев книги, посвященных отношениям музыкантов в группе, проекте, фестивале. 


Вячеслав Ганелин

российский и израильский композитор, пианист, лидер трио «ГТЧ»

«Когда у тебя появляются идеи и коллеги, с которыми ты можешь эти идеи развить, это здорово. Я до этого выступал в трио, которые были вполне успешными. Взять тот же фестиваль в Таллине, на котором я выступал с 1968 года. Баташев постоянно спрашивал меня: „Опять свою музыку принес?“ Все играли стандарты, а я опять со своими какими-то фокусами. После нашего выступления к нам подбежали корреспонденты: „Вы играете, как американцы!“ А мы их и не слышали. Это была большая оценка. Это еще до Тарасова и Чекасина, поэтому наше трио было уже известно. У нас был ударник, который женился и ушел от нас. Надо было зарабатывать деньги, а мы тогда не зарабатывали, а получали удовольствие от игры (смеются). Мы остались дуэтом с контрабасистом.

Потом появился товарищ Тарасов. Мы стали играть втроем. Это было недолго: контрабасиста забрали в армию (смеются). В желании попробовать что-то новое мы попали в Свердловск. Там в Доме офицеров нам предложили познакомиться с одним саксофонистом, это был Владимир Чекасин. Пять минут игры с ним, и мы поняли — наш человек! Так появилось трио „ГТЧ“».


Лео Фейгин

продюсер, основатель Leo Records

«Резицкий был моим лучшим другом! Величайшим другом! Однажды мне прислали запись никому не известной группы „Архангельск“, я ее издал, и с этого началась наша дружба с Резицким. Это был первый винил группы „Архангельск“, еще до выхода пластинки на „Мелодии“. Володя очень ценил эту запись, наверное, представлял, сколько труда я в нее вложил. Пленка, которую мне прислали из Архангельска, была просто жуткая! Всё скрипело и шипело. Одного канала вообще не было слышно… Я ее чистил несколько дней, благо тогда я работал на BBC — студия бесплатная, лента ворованная… Так вот, эта первая пластинка „Архангельска“ была великолепна. Она начиналась удивительным фолковым многоголосием, переходящим в атональный авангард и завершалась умопомрачительным свингом. Володя где-то в глухой деревне нашел хор старушек, записал их, получилось волшебно. Я просто влюблен в эту запись! Но я очень жалею, что самые лучшие выступления Резицкого и группы „Архангельск“ остались незаписанными, это большая потеря. Я слышал их потрясающее выступление на джазовом фестивале в Варшаве в 1988 году. Тогда я договорился со звукорежиссером, чтобы он сделал запись, но он обманул меня — деньги взял, а пленка оказалась чистой. Судьба».


Сергей Летов

саксофонист

«Я впервые побывал на концерте джаз-группы „Архангельск“ в Москве в 1980 году. Был потрясен и с тех пор старался не пропускать ни одного их выступления. Владимир Петрович Резицкий с его очень яркой современной техникой игры на саксофоне стал для меня образцом для подражания на долгие годы. Я считаю, что в СССР ему как саксофонисту не было равных! Для меня была большая честь участвовать в фестивалях в Архангельске, куда он приглашал коллективы с моим участием. Конечно, случались у нас и размолвки — у Владимира Петровича был довольно резкий характер, он не терпел критики. Но спустя какое-то время после ссоры он сам пришел как-то ко мне в гримерку с коньяком… Последнее наше совместное выступление состоялось в Доме Ханжонкова в Москве, на мероприятии памяти Сергея Курехина. Мы ведь играли вместе. Однажды я уговорил принять участие в „Поп-механике“, проходившей в зале Двенадцати коллегий на Васильевском острове — в ленинградском университете, — одновременно Анатолия Вапирова и Владимира Петровича!»


Владимир Туров

клавишник, участник джаз-группы «Архангельск»

«Однажды Резицкий спрашивает: „Как назовем наш коллектив?“ Все начали предлагать: „Север“, „Помор“… А „Поморы“, кстати, уже были. А я по телевизору видел, что появилась джаз-группа Chicago. Я говорю: „Давайте назовем — джаз-группа „Архангельск“. Кто-то сказал: „Да как-то по-деревенски“. Я говорю: „Привыкнут!“ Во-первых, есть джаз-группа Chicago, во-вторых, привыкнут, а в-третьих, мы будем прославлять наш город. Два города всего лишь есть, у которых есть Архангел Михаил — это Архангельск и Лос-Анджелес. И Резицкого это пробило: „Хорошо, давай назовем „Архангельск“. И потом нас везде на фестивалях называли архангелами».


Владимир Тарасов

барабанщик, перформансист, писатель

«„Интерклуб“ в Архангельске — это было специальное увеселительное заведение для иностранцев, и туда не мог зайти кто попало: на входе стояли дежурные сотрудники КГБ. Всё, что там происходило, было под абсолютным контролем. Естественно, морякам, ждавшим, пока их суда загрузят лесом, нужно было какое-то свободное времяпрепровождение, так сказать, культурный досуг. Они веселились, слушали наш джаз, напивались и по дороге прихватывали проституток, которые толпами стояли вокруг этого дома („Интерклуб“ располагался в здании на пересечении набережной и ул. Поморской). Только потом я сообразил, что все эти проститутки были сотрудниками соответствующих органов. Это было единственное место в городе, где мы могли играть что хотели».


Андрей Кондаков

пианист

«В Архангельск мы приехали в наш самый активный период, мы тогда много выступали за границей — на фестивалях в Швеции, Финляндии, Швейцарии, Германии. Там я вновь услышал ансамбль „Архангельск“, и это был полный восторг! И поразила тогда, конечно, архангельская публика. Очень ощущалось это северное тепло, какое-то очень особенное, и, конечно, наслушанность, восприимчивость, открытость, музыкальная культура. До этого я прожил 10 лет в Петрозаводске, тоже достаточно северном городе в Карелии, но архангельское гостеприимство меня совершенно покорило. Видно было, что публика воспитана, знает, на что она приходит, что она хочет услышать, причем поразило именно то, что люди открыты для разных стилей и направлений, готовы слышать новое, необычное. Резицкий и ансамбль „Архангельск“ исповедовали современную экспериментальную стилистику, стремились к поиску какого-то собственного языка музыкального, старались быть оригинальными. Собственно, действительно, на волне перестройки им удалось найти свое лицо. Именно благодаря этому они были желанными гостями на многих фестивалях в мире. И где-то в это же время я, человек, воспитанный на мейнстриме, в каком-то смысле на композиционной музыке Чика Кориа и Херби Хэнкока, начинаю интересоваться актуальной экспериментальной музыкой. У меня в этот период начинает меняться в голове отношение к современной музыкальной стилистике. Кроме того, я познакомился с моими будущими партнерами — трубачем Славой Гайворонским и басистом Владимиром Волковым, которые в свою очередь активно сотрудничали с Владимиром Тарасовым, тоже, кстати, бывшим архангелогородцем».


Алексей Круглов

саксофонист, перформансист, поэт

«Всегда с нетерпением жду фестиваля в Архангельске, где встречаю старых друзей и знакомых, потрясающую публику, всегда необыкновенно тепло принимающую нас. Архангельский фестиваль очень важен для меня. Благодаря Тиму у меня есть возможность представлять здесь абсолютно разные проекты.

Только в последнее время нам удалось выступить с моими эстонскими друзьями (квартетом Круглова — Соояара), показать перформанс, посвященный Владимиру Высоцкому, с моей группой „Круглый Бенд“, сыграть в одном из самых дорогих для меня составов — в трио с легендарными Вячеславом Ганелиным и Олегом Юдановым, выступить с проектами Владимира Тарасова, например, с его музыкой для биг-бенда, когда на сцену вышел оркестр „Круглый Бенд“, создать несколько проектов с Арт-ансамблем Тима Дорофеева. Всего не перечислить. Каждый год дарит что-то новое. И это дарит ощущение тепла и творческого счастья».


Тим Дорофеев

гитарист, организатор фестивалей «Архангельские Дни джаза» и «Архангельск Блюз», директор «Джаз-клуба»

«В 1994 году Владимир Петрович Резицкий пригласил меня в последний состав группы „Архангельск“: Алексей Барандов на барабанах, Виктор Коренев на контрабасе и я на гитаре. Это было время открытий и откровений. Я никогда до этого не играл авангард! Во всё приходилось въезжать с ноля. На репетициях была очень интересная система. Мы начинали с одной ноты 10 минут, потом вторую ноту добавляли, потом третью. Фразы были длинные, и могли два-три часа одну фразу „пилить“. Чтобы сыграться, нарабатывали звукоизвлечение, ритм, энергию. Ты играешь, играешь, что уже всё, надоело, и вдруг Резицкий отпускает: „Играем свободно!“ Он доводил нас буквально до исступления. Мы выползали на карачках с этих репетиций. Школа мощная. Это было интересно».


Олег Юданов

барабанщик

«…у нас с Володей Резицким всегда были отношения сложные… Он был человек авторитарный, но по-другому и быть не могло, очень многое нужно было тащить на своих плечах. Так вот и я, когда что-то происходило, думал, что не могу больше, надо уходить, но потом я понимал, что пусть мне не нравилась половина того, что делали, но я знаю, что там были пять минут такого полета, ради которого я возвращался обратно. И поэтому что-то конкретное вспомнить трудно. Мне главнее были эти пять минут, а где я их играю — неважно». +