Городская среда

Антивирусный блюз

подготовил — ким волошин (jazz.ru)
фото — виктор мананков

20, 21 и 22 мая на онлайн-платформах под девизом «Фестиваль чистого звука» прошёл 15-й по счёту Arkhangelsk Blues. Он должен был проходить в те же даты в Архангельском театре драмы им. Ломоносова, но в связи с пандемией организаторы встали перед необходимостью либо отменять его, либо переносить, либо проводить в онлайн-режиме. При поддержке нового генерального спонсора, банка «Открытие», был выбран третий вариант.

Продюсер фестиваля Тим Дорофеев открывает первый концерт фестиваля в зале Архангельского городского культурного центра: в зале нет публики, только музыканты. Онлайн-аудитория увидела собранное в три вечерних концерта видео выступлений артистов, находившихся на импровизированных сценических площадках в своих городах. Артистов представлял на виртуальной фестивальной сцене Кирилл Мошков, главный редактор российского издания «Джаз. Ру» и автор книги «Блюз. Введение в историю». Мошков много раз бывал на фестивале Arkhangelsk Blues и в 2018 г. даже снял о нём документальный фильм.

20 мая фестиваль открыл проект Guitar Summit, в десятый раз с 2010 года собранный Тимом Дорофеевым, на сей раз с чисто архангельским составом. Когорту ветеранов российской блюзовой сцены представил маститый московский коллектив The Crossroadz, во главе которого уже четверть века стоит гитарист и вокалист Сергей Воронов. Джазовую сторону блюзовой эстетики показал самый именитый российский джазовый коллектив — квинтет Игоря Бутмана.

21 мая второй концерт открыли молодые архангельские энтузиасты корневых фольклорных форм американской музыки — So Rockin’ Blues Band. Москву во второй вечер представляла яркая блюз-роковая гитаристка Ксения Федулова и Jam Duet — басист Анатолий Смирнов и барабанщик Алексей Цыганов. А завершил срединный концерт фестиваля «Петрович Бэнд» (Вологда), во главе которого стоит харизматичный гитарист и страстный вокалист Виктор Колесов.

 

Только на платформе YouTube концерты фестиваля набрали более 4000 просмотров, а в социальной сети «ВКонтакте» три концерта получили в сумме почти 54 000 просмотров

 

Финальный, третий концерт 22 мая вновь начался включением из Архангельска, где пианист и клавишник Игорь Горьковой со своим ансамблем то играл инструментальные номера, то аккомпанировал вокалистке Екатерине Колосовой из Северодвинска. Столичную сцену фолк-музыки представлял хорошо разбирающийся в выбранной аутентичной стилистике ансамбль Denis Nazarov & Moscow Folks. Наконец, финальным сетом фестиваля стало включение из Екатеринбурга, откуда отыграли бескомпромиссные блюз-рокеры — трио Blues Doctors во главе с гитаристом Владимиром Демьяновым.

Как бы ни разобщена была виртуальная публика, она при этом оказалась гораздо шире, чем могла бы быть на площадке Архангельского театра драмы. Только на платформе YouTube концерты фестиваля набрали более 4000 просмотров, а в социальной сети «ВКонтакте» три концерта получили в сумме почти 54 000 просмотров.

В этом смысле опыт онлайн-фестиваля, безусловно, можно признать положительным, особенно учитывая, что не все российские джазовые и блюзовые фестивали 2020 года отменены или перенесены на более поздние сроки: некоторые организаторы решились всё-таки провести, по крайней мере, летние фестивали именно в онлайн-режиме, и Arkhangelsk Blues наверняка окажется для них не только воодушевляющим примером, но и полезным опытом.