Fashion

Русский стиль по-онежски 

Беседовала — Екатерина Тенетова,
фото — Юлия Лепилина
Настасья Зарапина, востребованный фотограф, дизайнер одежды, вернулась из Санкт-Петербурга на свою малую родину в Онегу, активизировала там ремесленный кластер, выпустила новую коллекцию с «вшитой» онежской памятью и даже умудрилась показать свои наряды Ксении Собчак. PLUS, что движет этой неугомонной девушкой и какой источник вдохновения она нашла в родных просторах.

Настасья, насколько я понимаю, ты сейчас выступаешь наставником в онежском ремесленном кластере. Расскажи, что это такое и почему он вообще возник?

Думаю, сегодня важно иметь своё сообщество и находить общий язык друг с другом. Важно создавать дизайн, который отражает любовь к корням, но умело интерпретирует визуальные коды прошлого. Ремесленное онежское сообщество существовало и до меня, но было как старинный дом, который требует внимательного и современного подхода к заботе о нем. Все внутри разбежались по своим комнатам. 

Наряд «Лемех», принт — верховая набойка

Я вернулась в Онегу спустя десять лет жизни в Петербурге и перевезла свою дизайн-мастерскую ОСЕВЕР. Идея организовать такое сообщество пришла давно, но смелости набиралась долго. Сегодня нас чуть больше десяти человек. Наш союз мастериц ОНЕЖОНКИ (пока удалось привлечь только девчат) — это жители Онежского района как с большим ремесленным опытом, так и те, кто только начал свой путь. Мы встречаемся раз в неделю, я выступаю в роли модератора или наставника, если хотите. Благодаря большому курсу лекций в российском акселераторе «Путь ремесленника», я начала знакомить мастеров с понятиями «локальная идентичность», «целевая аудитория», как продвинуть свой продукт, как его продать, что такое визуал бренда и другое. На встречах хвалим друг друга и критикуем, аргументируя свое мнение, учимся задавать себе вопросы для саморефлексии. Каждая мастерица может получить поддержку. Считаю, сегодня любой мастер, который тратит много часов на свой труд, — может быть ремесленником. Многие слышали определение «народный художественный промысел», думаю, оно сегодня не так актуально, как ранее. Не нужно иметь звание мастера НХП, народными промыслами сегодня занимаются ­дизайнеры и бизнесмены. И создают новые! В сообществе я как дизайнер стараюсь помочь мастерам развиваться и успешно вести своё дело. Приятно видеть результаты — мы (впервые вместе!) представили Онежский район на фестивале «Белый июнь» в Архангельске, где нас прозвали украшением парка и многие наши изделия нашли дом.

Переосмысление локальной истории — современный тренд.  
Ты где черпаешь вдохновение?

Для меня важную роль играют местная природа, ландшафты Онежского края. Я использую фотографию и видеографию, создавая работы, которые отражают особенности и красоту местного окружения. Думаю, это помогает укрепить связь между людьми и их природной средой. Вообще, это очень интересно, как принимает тебя твоя малая родина. Как только я переехала, начали происходить разные удивительные вещи. Например, здесь, в Онеге, я встретилась с Ксенией Собчак, она снимала здесь передачу, и я подарила ей свое платье. И вообще, жизнь здесь у меня по-другому закрутилась. 

Настасья Зарапина в рубахе «Жонка с рыбой», принт — верховая набойка

Невероятно! К сожалению, мы мало знаем наш регион. Расскажи, по твоим ощущениям, какие ремесленные традиции особенно важны для Онеги? Что есть там, чего нет,  например, в Архангельске, других районах?

Характер жизни в Онежском районе напрямую зависит от воды. Она здесь представлена в разных видах — река, море, родники, озёра, болота. А река, думаю, здесь организует пространство. Ранее она была главной дорогой и важным источником пропитания.  Сегодня рыболовные (и сельскохозяйственные) промыслы — в глубоком упадке, но если говорить о ­ремесленных традициях, то именно эта еще как-то существует. Хозяйственная жизнь онежан всегда была связана с прядением, ткачеством, вышиванием, работой с деревом. С каждым днем людей, продолжающих традиции индивидуального ручного труда, к сожалению, становится всё меньше. Чтобы гордиться нашим наследием, нужно о нём знать. История ремесел нашей территории, как мне кажется, недостаточно собрана и изучена. Хаотичность фактов, рассказов современников, недостаточный визуальный архив — то, с чем я столкнулась, собирая информацию об истории ремёсел нашей территории. Есть пара книг, которые я прочитала с большим удовольствием. Но этого мало, чтобы понять, а чем же все-таки Онежский район сегодня может отличиться в ремёслах от других районов Архангельской области. Возможно, на этот вопрос я смогу ответить вам чуть позже. А пока наша земля — «земля незнаемая», но уже узнаваемая благодаря усилиям местных активных, упорных и трудолюбивых жителей.

Тема этого номера — память.
Как память может быть «вшита»  в современный продукт?

Например, с использованием символов, элементов дизайна, материалов или процессов, связанных с историческими традициями. Это узоры, мотивы или техники, которые были популярны в прошлом, но в современном контексте. Сохранять традиции в современной интерпретации важно по нескольким причинам. Во-первых, это помогает запечатлеть культурное наследие и идентичность определенного сообщества. Во-вторых, современная интерпретация может быть способом обновления и обогащения наших культурных практик. Это позволяет привнести новые идеи и перспективы в старые традиции, делая их более доступными и привлекательными для современного общества. Сегодня я работаю в проекте, где моя задача — создать костюмы невесты и жениха на основе старинной одежды Онежского района. Чтобы разобраться в сути кроя и смыслах, заложенных в деталях нарядов, изучала музейные архивы, собрала все библиотечные книги на своем столе. Ко мне присоединились мастерицы по изготовлению ­головных уборов и украшений в традиционном стиле. Но наша цель — соответствовать времени и адаптировать вещи по дизайну под современные запросы. Интерпретация так называемого «русского стиля» сейчас очень популярна, и я наконец вижу тенденцию — например, предметные дизайнеры уходят в минимализм, где важной чертой изделия может быть лишь одна деталь, отсылающая нас к прошлому. Визуального шума много, добиться деликатности и лаконичности могут единицы. Наконец, хотела бы добавить, что сохранение традиций в современной интерпретации может иметь экономическую ценность. Многие связаны с ремесленным производством или искусством, и их сохранение может способствовать развитию локальной экономики и созданию рабочих мест.

Платье «По ягоду».
Соучастие ремесленниц:
Дизайн наряда и верховая набойка — Настасья Зарапина;
тканная основа из льна — Ольга Асева;
вышивка крестиком — Людмила Трофимова;
пошив изделия — Екатерина Жезлова

Знаю, ты участвуешь в фестивале «Фолк-кемп», который пройдет в деревне Наволок? Расскажи о нем подробнее.

«Фолк-кемп» — очаровательный проект творческого объединения «Под облаками»! Это знакомство участников со всей страны с основными аспектами русской традиционной культуры. Первый кемп состоялся в 2019  году в деревне Большой Бор Онежского района. В прошлом году я приняла участие в образовательной программе в качестве мастера по традиционной набойке по ткани. Как рассказывают организаторы, раньше люди были многозадачные — пели, танцевали, играли (а также возделывали землю, строили дома и корабли). И основа «Фолк-кемпа» — научить каждого человека петь, играть и танцевать. Объединение рассказывает участникам проекта, как жили крестьяне — как отмечали праздники, какие обряды бытовали в деревнях, об архитектуре и культуре ремёсел. В этом году «Фолк-кемп» расширяется до фестиваля (смотрите сайт проекта folk-camp. ru) Я представлю на нем наше сообщество ремесленников на ярмарке. Думаю, это будет лучшее событие года для нашего северного региона. Хочу подчеркнуть, что сегодня невозможно переоценить значимость деревенской жизни в нашем современном укладе. Каждый творец (бизнесмен, дизайнер, любое предприятие) оставляет свой отпечаток, создавая что-либо в стране в «русском стиле». Думаю, нам стоит быть внимательными друг к другу, больше разговаривать и ценить то, что сохранилось, интерпретируя это с умом и всей ответственностью за то, что мы передаем другим поколениям. +