Fashion

Юлия Косяк
Немного ироничная сюрреалистичная it-girl

Беседовала Анастасия Большакова

Фото предоставлены Юлией Косяк

14 октября 2018 года на главном подиуме страны в Центральном выставочном зале «Манеж» в рамках Mercedes-Benz Fashion Week Russia состоялся показ коллекции Юлии Косяк The Third Circle «Третий круг». Анастасия Большакова специально для PLUS пообщалась с одним из самых перспективных дизайнеров Петербурга Юлией Косяк.

Анастасия Большакова: Юлия, скажите, какой путь привел Вас к дизайну одежды?

Юлия Косяк: Путь был очень долгий. Сейчас, конечно, можно стать дизайнером быстрее. Но в то время, когда я собиралась выбирать свою профессию в школе, слово «дизайнер» было очень серьезным, и мы знали, что поступить на эту специальность очень сложно. Да и учиться надо столько же, сколько врачам. Два года профильного училища на мастерство шитья и шесть лет в институте.

Даже после тебя не считали дизайнером… Ты должен был выпустить свою самостоятельную коллекцию за стенами института, уже после дипломной коллекции.

Сейчас методики обучения этой специальности позволили сжать всё до четырёх лет. Ну а дальше практика и счастье трудолюбия, да силы молодые.
Большакова: Ваш бренд для избранных или для всех?

Косяк: Я даже не знаю, кто эти избранные. И кто кого избирает. Но в целом, могу сказать: у нас не один продукт. Значит, аудитория широкая может подобраться. Каждая коллекция направлена на разные стилевые истории и на разный вкус.

Большакова: Что вдохновило Вас на создание коллекции весна — лето 2019 — The Third Circle?

Косяк: Вдохновило время, конфликт людей прошлого века и техники. Само рассуждение о страхах человека перед новым и неизвестным.

Об этом и написано в концепции. Ее могу приложить. И еще дизайн беспилотных машин. Я подумала, почему на блузках и одежде принты только розы да зверушки? Графика, полигонарты — почему я не вижу блуз с этими рисунками, где достать рубашку или платье в беспилотниках или других летательных аппаратах? И я сделала их.

При этом задача была создать иллюзию их животного характера. Этим показать, что они ассоциируются с маленькими назойливыми мушками или жучками, с которыми будут мирно играть будущие люди.

Почему на блузках и одежде принты только розы да зверушки? Где достать рубашку или платье в беспилотниках?

Хотелось создать миролюбивый настрой. Поэтому выбрали черные силуэты, сделали им разные характеры, добавили комичных выражений и персонализации. Получилась поп-ап история. И вообще, живут они все за пределами матрицы, а в мир людей прилетают что-нибудь починить, что люди поломали. Так что киборгов у нас нет и роботов.

Это просто запредельный мир и совсем другая сказка. У нас радиальный мир IT, поддерживающий системы жизни в живом мире, когда люди забывают этим заниматься и только разрушают его, прилетают они… Такая у них программа много сотен лет… еще до появления людей, и сделаны они не людьми… А земля как умный дом, иногда требующий починки… Люди увидели их, они — людей… И все в шоке друг от друга… Такой смешной сюрреалистический момент встречи двух миров… Это одна из героинь. Она сама уже немного с современной прошивкой, и ей не страшно. У нее инфоиммунитет… Беспилотником ее не напугать, ее костюм — то ли доспехи 21 века, в ярком цвете, то ли большой бант. Немного ироничная, сюрреалистичная IT-girl, или гаджет-девушка. У нее есть переводчик в матричный мир, и она явно не боится потеряться в море чисел. По всей видимости, она уже выросла и знакома с этим миром, через его инсталляцию людьми. У каждого костюма есть свой персонаж и интонации в его настроениях. Можно о каждом что-то сказать. В том числе, и фрак с яйцами символичен. Но это загадка для зрителей…

Большакова: Какие технологии применены для создания коллекций и как происходит выбор тканей и материалов?

Косяк: Вот тут самое интересное! Учась шесть лет, стажируясь пару раз за границей я провела очень много тест-заданий, в том числе и технических. Всегда интересно было пробовать новые материалы и оборудование. Тогда в 2003 году мне и показали окантовыватель… Тут-то всё и началось… В 2004 году уже появился второй проект в пробной технике с работой кантом «Эквилибриум». На нем я перепробовала всё, что можно делать с этим приспособлением, как сослаивать ткани, экранировать, как меняется архитектура материала в слоях, какие слои лучше использовать и как подобно «Лентам Мебиуса» заканчивать и сводить строчку в круглых стыках и швах. В 2013 году полномасштабная линия этого проекта была представлена на большом подиуме впервые, но к тому времени бесконечная критика и споры о том, что должен показывать дизайнер на подиуме, так надоели, что мы сделали проект имитации манекена. И натянули всем на головы специальные белые головные шапки капоры. Чтобы никто не отвлекался от костюма. Да и на вопрос, куда это носить, смогли ответить еще парой лет позже, сделав для себя четкий вывод: «Если человек спрашивает, куда это носить, значит, он просто еще не был в этом месте…»

С появлением интернета стало еще проще… Все места — куда носить — появились в едином цифровом контенте. Теперь мы спрашивали людей, выбравших костюм, куда они его наденут. Тут уже удивляли нас: (теперь их называют блогерами) молодежь из разных стран оказалась группой людей, не боящейся традиционных подходов и мнений. Это были экспериментаторы, и они находили применение многим удивительным вещам, и их не смущал внешний вид, а, наоборот, интриговал. Да и климат везде разный, а значит, и одежда надевается в разных сочетаниях. Так мы пришли к технологии разделения слоев изделий. Кант дал возможность убрать подкладку с многих натуральных тканей, сохранить форму и структуру вещи и собирать «лук» из нескольких однослойных вещей, меняя порядок слоев в зависимости от климата и уменьшив количество вещей в багаже.

Большакова: Вас окружает огромная команда профессионалов. Сложно ли собрать такой коллектив?

Косяк: Команда это — да. Это все мои любимые друзья. У каждого из людей, с кем я делала показы и кто выступал в наших шоу, есть свои проекты. Весьма амбициозные, порой очень серьезные. Так мы все и познакомились. Их проекты участвуют в моих показах, мои костюмы участвуют в их шоу.

Большакова: С какими иностранными проектами сотрудничал бренд Yulia Kosyak?

Косяк: Последние пару лет я сотрудничала с хореографом Алексеем Балашом. Часть его шоу и была в интро последнего показа. Мы с ним создавали костюмы для Китая, для олимпийских чемпионов по акробатике, его шоу «Герой». В России есть масштабные проекты с нашими костюмами. Это ледовое шоу Ильи Авербуха «Алиса в стране чудес». В шоу выступают наши олимпийские чемпионы по фигурному катанию, его будут показывать на этот Новый год в Петербурге. Также мои сценические работы были в шоу Illusio Феликса Михайлова на сцене «Ленинград Центра», спектакли с нашими костюмами шли долгое время. Очень много интересных и талантливых режиссеров мне повезло встретить в своей творческой карьере, и все эти встречи и опыт выплеснулись на подиуме.

Большакова: Посоветуйте для наших читателей свои три любимые книги из сферы дизайна одежды.

Косяк: Из книг о дизайне, моде и искусстве самое интересное и полезное — «Психология и социология костюма» В. М. Липской. Из нее можно быстро узнать, чем дизайнер отличается от художника. Как существует концепция и психотип дизайнера и многое другое на примерах. Интересны книги и кино об автобиографиях дизайнеров. В восторге от книги о жизни Коко Шанель. Ощущение, что у нас это происходит только сейчас: то, как она создавала свое имя и свой бренд и многое другое. Как она стала меценатом и как в итоге жила на процент от продажи духов «Шанель № 5». Существует ощущение, что некоторые по этим книгам строят свои бренды, повторяя похожие шаги. Очень люблю фантастику. Мне нравились всегда Стругацкие. «Мода без фантазий и рассуждений о будущем и обществе будущего не будет иметь основания». +