Квазимодо остался без дома
Однако, оказывается, могут, да еще какие. Пожар собора вдруг стал лакмусовой бумажкой, проверкой на отношение, даже к таким, казалось бы, непреложным столпам исторического и культурного наследия. Мнения были высказаны разные, в основном безапелляционно и уверенно. Одно из очень популярных: «Чего нам-то горевать, у нас свои храмы и памятники архитектуры горят по всей стране, вот пусть французы и переживают, а мы будем за свои переживать». Еще некоторые особенно «патриотические» господа добавляли: «Франция — это Запад, а то, что Западу плохо, русскому хорошо».
Про второе высказывание даже и говорить не хочется, а вот про первое я думаю нечто следующее: какие тут могут быть «наши и ваши»? Есть общее историческое наследие мира, а потому пожар церкви в Кондопоге и пожар собора в Париже — это вещи равновеликие, трагедии невосполнимые. Для культуры нет и не может быть границ, политических отношений и сиюминутных капризов того или иного правителя. На фоне 900-летней истории Нотр-Дама это пыль. Когда-то в разгар холодной войны была очень популярна фраза Максима Горького: «С кем вы, мастера культуры?» (это название его статьи-агитки еще 1932 года). Как бы определяется выбор интеллигенции — с нами или с ними. Так вот, выбора этого просто не существует! Мастера культуры могут быть только с культурой и больше ни с кем и ни с чем. Кстати, судьба самого Горького, сделавшего этот абсурдный выбор и ставшего под конец жизни певцом сталинских лагерей, отличное тому доказательство. А что касается наших, российских гниющих памятников и горящих церквей, вот как раз деятельное созидательное отношение к ним и рождается тогда, когда каждый из нас, только узнав о трагедии в Париже, почувствует острую, как штык, боль в сердце.
P. S. Кстати, в этом году исполняется ровно 90 лет, как архангелогородцы собственноручно разрушили свой кафедральный собор, это вам не парижское короткое замыкание. Об этом читайте в номере. +