Редактор-пост

Крути педали к счастью

Евгений Тенетов о тернистом пути к счастью

Каждый человек хочет быть счастливым. С этим спорить трудно, да и не нужно. Но счастливым человека делает не только он сам, но и то, где он живёт, то, с чем он сталкивается каждый день. А сталкивается он каждый день с городом. Помните такое выражение: «Среда заела!», так это не про день недели, это как раз про то, что нас окружает, про то, как это внешнее влияет на нас. Человек и городская среда — вот альфа и омега счастливой жизни. Если говорить про Архангельск, то пока город борется с человеком изо всех сил, мешая ему стать счастливым. Город агрессивен, недружелюбен. Примеры «некомфортной» городской среды можно перечислять бесконечно, и даже спорадические попытки муниципалитета в рамках программы «Комфортная городская среда» как-то снизить градус агрессивности всё равно дальше банального благоустройства,типа новой плитки на Чумбаровке, не идут. Я знаю, что городские чиновники терпеть не могут, когда ситуацию в Архангельске сравнивают с положением в европейских и скандинавских городах. Дескать, у них своё, у нас своё… Правда, что «своё», так и не говорят или ссылаются на путаное законодательство и вечное отсутствие бюджета.

 А я всё же попробую привести небольшой заморский пример. По данным ежегодных рейтингов городов мира, наиболее благоприятных для жизни, составляемых влиятельным журналом о городской среде Monocle, в первую пятёрку входят города, наиболее удобные для передвижения на велосипеде. В этот рейтинг неизменно попадают Копенгаген, Берлин, Стокгольм и Вена, где до 60% всех поездок совершается на велосипеде, а 75% горожан ездят на байке круглый год. Муниципалитет Копенгагена даже провёл сравнительный анализ передвижения по городу на велосипеде и на автомобиле. Приняв во внимание общую стоимость загрязнения воздуха, несчастных случаев, пробок, шума и износа инфраструктуры, тамошние чиновники сделали вывод, что передвижение на велосипеде экономит городской казне 0,45 кроны на каждый километр. Учитывая, что на велосипеде в столице Дании горожане каждый год проезжают более 400 млн. километров, получается внушительная сумма экономии.

 Но тут я признаю, что архангельские чиновники из городской администрации совершенно правы, сравнивать Архангельск с Копенгагеном некорректно. Для них ни один из учтённых датчанами показателей экономии никогда не имел сколько-нибудь серьёзного значения. Да и на велосипеде в нашем городе без травм и увечий можно проехать, в лучшем случае, пару километров. А уж какие пробки будут, если архангелогородцы вдруг дружно поедут на великах по нашим-то дорогам! Перед нами пока остро стоят первобытные проблемы: научиться убирать снег, лёд, воду и мусор. Осознать наконец, что зимой на севере бывает снег, а весной и осенью дождь, и попробовать готовиться к этим «неожиданным» сюрпризам природы заранее. Так что, похоже, нам остаётся продолжать упорно и трудолюбиво искать свою тернистую дорогу к счастью без велосипедов+