Редактор-пост

Арктический поезд прошёл без остановки

Евгений Тенетов – о переносе Арктического форума

Международный форум «Арктика — территория диалога» сменил порт приписки: из Архангельска он неожиданно, после визита вице-премьера, председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Юрия Трутнева, переехал в Санкт-Петербург.

Официальная ­формулировка: «Архангельск не готов принять все возрастающее количество участников», неофициальной мы не знаем. Да и не надо нам её знать. Архангельску не привыкать. Если поднапрячься и вспомнить историю, наш город и появился на карте по велению государя и для государственных нужд, и после вся его история зависела только от «высочайших соизволений». Поначалу, основанный Иваном IV в конце XVI века как порт для торговли с иноземцами (на тот момент единственный морской порт России, «окно в Европу»), город необычайно бурно развивался весь XVI век. Огромные обороты порта, развитие и строительство города, обширные международные контакты.

С приездом молодого Петра I в 1693 году пик развития — царь открывает в Архангельске первую в стране «государеву» судоверфь. Внимание Петра к Архангельску не ослабевает до той поры, пока он не решает на финском болоте строить новую столицу — Санкт-Петербург. И строит он его во многом за счет Архангельска — прямого конкурента нового порта. Судостроение и международная торговля в Архангельске были мгновенно свернуты, все специалисты перевезены на новую стройку. Порт и город деградируют, население Архангельска уменьшилось почти вдвое.

После смерти Петра его дочь Елизавета вновь обращает внимание на Архангельск, и снова застучали топоры в Соломбале, снова стали сходить со стапелей линкоры и фрегаты. При «матушке» Екатерине количество судов, построенных для императорского флота в Архангельске, доходило до 80%. Внимание столицы вновь обращено на Север! И первая половина XIX века — истинный расцвет города, Архангельск строится, здесь активно селятся иноземцы, развивается бизнес, отсюда отправляются важнейшие арктические экспедиции.

При Николае I Россия с треском проигрывает Крымскую войну во многом по причине отсутствия современного парового флота. Попытки строить в Соломбале паровые суда оказались экономически невыгодными — нет логистики для доставки сюда металла. По высочайшему указу Александра II Архангельское адмиралтейство и Соломбальская верфь были закрыты, все оборудование и спецы перевезены в Питер. Начался очередной виток упадка, который продлился практически до начала Первой мировой войны, когда Архангельск опять стал единственным открытым портом страны, через который пошли суда с союзнической помощью. Порт был спешно модернизирован, для проводки судов были построены в Англии самые современные ледоколы. Но процветанию снова не пришлось длиться долго — Гражданская война и интервенция нанесли огромный урон Архангельску.

В 1930 стране срочно нужна валюта для проведения индустриализации, и экспортный лес объявляют «зеленой валютой», а Архангельск — «Деревянным Донбассом». Город становится столицей лесопиления, лесоэкспорта, ГУЛАГа и огромной территории — Северного края.

Если вспомнить историю, Архангельск и появился на карте по велению государя и для государственных нужд, и после вся его история зависела только от «высочайших соизволений»

 

Дальше новый виток государственного внимания — проводка Северных конвоев со стратегическими грузами союзников во время Второй мировой войны.
Вот такова диаграмма Архангельской истории: то взлет, то посадка, или, как пел Борис Гребенщиков: «Вот так и вся наша жизнь, то „секам“, а то „пал“, то во поле кранты, то в головах Спас…»

Простите за этот нудный урок истории, но мне так проще понять то, что происходит с нами сейчас. Привычка! Что принесет нам новый период в истории Русского Севера, когда мы попытались было стать столицей Арктики, непонятно. Ясно одно, что люди еще здесь остались, осталась культура, и это то, чем мы сильны вне зависимости от «государевой воли».

В конце концов, Архангельск — самый большой город в Арктике, город с глубокой историей, корнями и особыми культурными кодами. И сегодня ни один российский, европейский или американский город, расположенный в Арктической зоне, не может конкурировать с Архангельском по уровню и качеству культурной наполненности. Это бесспорное преимущество необходимо использовать! Может быть это наш последний шанс?

Вытянул же барон Мюнхгаузен сам себя за волосы из болота!