События

Море, джаз и Соловки

В центре Архангельска стоит пустое красивое здание Морского-речного вокзала, знакомое миллионам людей по изображению на пятисотрублевой купюре. Стоит как памятник морскому пассажирскому сообщению, которого в Архангельске нет с середины 1990-х годов.
Теплоходы «Татария» и  «Аджигол» на соловках, 1976 год

А между тем это один из самых частых и ожидаемых запросов от туристов. С 1960-х по 1990-е годы из Архангельска на Соловки ходили комфортабельные пассажирские морские суда «Буковина», «Татария», «Клавдия Еланская», «Алушта» и «Юшар». Это были невероятно популярные туры! Например, именно благодаря туристическим поездкам из Архангельска на Соловки на теплоходах «Татария» и «Буковина» архангельский фестиваль «Дни джаза» стал популярен во всем мире. Иностранные музыканты в очередь стояли, чтобы попасть в Архангельск на «джазовые пароходы». Прямо во время тура музыканты играли концерты, «джемовали», превращая кают-компанию парохода в творческую лабораторию.


Владимир Резицкий 

(1944–2001), джазовый саксофонист, лидер группы «Архангельск», основатель фестиваля «Дни джаза» в Архангельске

«…Архангельский фестиваль я не представляю без Соловков. Это мощная энергия моря и Соловков, поездка на теплоходе на Соловки — это форма оплаты артистам вместо гонорара или частичного возмещения. Это творческая мастерская, позволяющая рождаться новым идеям, проектам, составам и т. д. И самое главное — в мире мало таких фестивалей, как архангельский, так как они в основном концертного типа (день приезда, выступление, отъезд), такая форма не позволяет музыкантам быть вместе, а теплоход на Соловки позволяет. Поэтому, забегая вперед, скажу, что архангельский фестиваль стал одним из лучших фестов в мире не по финансовым возможностям, не по техническому оснащению, а по духовности».


Владимир Туров

Джазовый пианист,
участник группы «Архангельск»

«…Началось с того, что Владимир Баташов привез в Архангельск поляков — группу Walk Away. Они играли джаз-фанк. Конечно, успех был бешеный! Когда мы плыли с поляками на Соловки, пограничники нас до Мудьюга провожали, потому что иностранцев везли. Соловки тогда были погранзоной. К Соловкам только подъезжали, а там стояли ведра с селедкой, морошкой, клюквой, и гости всё это скупали. Помню, Баташов привез австралийского музыканта, который играл на народном инструменте диджериду. Он приехал, мы сели на теплоход, и он открыл на морском вокзале чемодан и начал ловить на блесну рыбу. Я ему объяснил, что на Соловках рыба «вери гуд», а здесь грязная.  Основной фестивальной площадкой был ДК моряков, а также  теплоходы «Буковина» и «Татария», на которых участники фестиваля отправлялись на Соловки».


Константин Седовин 

Джазовый вокалист, участник группы «Архангельск»

«Ярких воспоминаний о «Днях джаза» за столько лет, конечно, очень много, но наиболее запоминающиеся, конечно, те годы, когда программа включала поездки на Соловецкие острова на теплоходах «Буковина» и «Татария». Такой удивительной творческой атмосферы, таких потрясающих джемов я, пожалуй, больше не встречал. Я думаю, я в этом не оригинален! Наверняка, все, кто участвовали в этих поездках, помнят их как одни из самых ярких событий своей творческой жизни. Резицкий прекрасно понимал, что эти «джазовые пароходы» были важнейшей фишкой фестиваля, которая притягивала музыкантов со всего мира».


Олег Юданов

Джазовый барабанщик, участник группы «Архангельск»

«Я даже никогда не задумывался, зачем нужен фестиваль… Мне кажется, это так естественно. Группа «Архангельск» много ездила на разные фестивали, и на «Осенних ритмах» в Ленинграде бывали много раз. Архангельский фестиваль, конечно, потом вырос в такое масштабное значимое мероприятие. Незабываемые поездки на пароходе на Соловки! Конечно, это привлекало многих, и очереди стояли, чтобы попасть на фестиваль. Сначала наши советские артисты, потом иностранцы». 


Тим Дорофеев

Джазовый и блюзовый гитарист, президент фестиваля «Дни джаза» в Архангельске

«Дни джаза» — это всегда было событие. Резицкий умел создать предвкушение этого фестиваля. Все ждали, готовились. Был период, когда фестиваль делился. Половина традиционных музыкантов, половина современных, авангардных. В конце фишкой фестиваля стал только современный джаз. И были удивительные поездки на Соловки, которые все вспоминают с большой теплотой до сих пор. И музыканты стремились попасть в Архангельск на фестиваль. Перемешивалась джазовая тусовка. Некоторые музыканты впервые встречались и делали джем-сейшены на пароходах. Это запоминалось и стало традицией».


Теплоход «Буковина» в Архангельске, 1980-е годы

На лайнере в глубину веков

Журнал «Морской флот», №3, 1973 год

Весна на севере начинается поздно. Но что это за время? Стремительно оживает природа, словно пытается наверстать упущенное за зиму. Солнце почти не покидает неба. Начинают свои путешествия туристы.

Особенно многолюдно бывает в эти дни на причалах морского пассажирского района в Архангельске. Отсюда отправляются суда на Котлас, Нарьян-Мар, Мезень, Кандалакшу, Мурманск, Соловецкие острова. Наибольшей популярностью пользуются теплоходы «Буковина» и «Татария». Здесь пассажиры находят все удобства в пути и базу отдыха с полным сервисом.

Когда туристы поднимутся на борт, судно медленно разворачивается и идет по Северной Двине. Вечереет. Однако солнце еще припекает. Все довольны: экипаж, что кончилась береговая сутолока, а туристы — началом интересного отдыха. Большинство путешественников собираются на правом борту. Здесь тень, да и интересней — город, судоремонтный завод, многочисленные лесные пристани с примыкающими к ним складами отборного леса, запахом которого пропитан воздух. У причалов — суда под различными флагами мира.

Через час взору открываются заливные луга. Затем — остров Мудьюг с его памятником жертвам интервенции. Протяжно гудит судовой тифон, отдавая им почесть. Судно выходит в Белое море. Еще светло. Однако пора и отдохнуть.

Раннее утро, но туристы давно на ногах. Одни фотографируют, другие обмениваются впечатлениями о виденном, третьи просто вглядываются вдаль, наслаждаясь окружающей природой.

Судно заметно берет вправо. По левому борту виднеется полоса леса, а над ней возвышенность. Знатоки объясняют: «Гора Секирная. В далекие времена здесь стоял монастырь. На Секирной горе в 1862 году под куполом восьмигранного барабана главы церкви был построен знаменитый Соловецкий маяк». Его свет виден почти на 22 мили. Это самый высокий маяк на Белом море.

Зеленая полоса леса увеличивается, по носу показываются многочисленные небольшие каменистые островки (луды), иногда поросшие кустарником и мелкими березками, и нагромождения камней (корги), выступающих из воды. Теплоход входит в залив Благополучия, вдающийся в Большой Соловецкий остров на два километра. Он образует прекрасную, не знающую штормов гавань. На ее берегу возвышается Соловецкий кремль — свидетель многих исторических событий.

…Группы туристов, сойдя на соловецкую землю, отправляются в походы по островным дорогам, чтобы затем возвратиться на лодках по озерам. А их тут множество: некоторые считают, что 490. И каждое имеет свою неповторимую прелесть, отраженную в метких названиях: Светлое Орлово, Благодатное, Красная Зорька, Каруселька. Вода в них теплая, а растительность поразительно разнообразна и красива.

На следующий день под вечер теплоход снимается в обратный рейс, чтобы принять новую партию туристов, ожидающих в Архангельске. Некоторые пассажиры остаются на Соловецких островах, на небольшой туристской базе, расположенной в Кремле, чтобы затем отправиться на Кемь и дальше.

Число туристов, желающих побывать на Соловках и в Кеми, с каждым годом растет. Для них выделяются лучшие пассажирские суда Северного пароходства. +

На основе книги «40 лет импровизации. Дни джаза в Архангельске». 
Реализация этого проекта стала реальной благодаря Президентскому фонду культурных инициатив.