От Архангельска до Мангазеи
Центральный герой экспедиции — поморский карбас «Матера», построенный в 2023 году по традиционной технологии, без гвоздей, на котором команда судостроителей, путешественников, ученых и художников Товарищества поморского судостроения отправились в пушную столицу Сибири XVII века. Под парусами и на вёслах участники экспедиции «Мангазеский морской ход» прошли 3 тысячи километров дорогой средневековых первопроходцев: через Белое, Баренцево и Карское моря, Канинский и Ямальский волок. О ходе плавания и приключениях экспедиции рассказывают фотографии, фильм, артефакты, найденные в ходе экспедиции, которые можно будет увидеть на выставке в Музее Москвы «Мангазейский морской ход: технология открытий». Открытие 31 октября в 18 часов.
Андрей Ягубский (Чифан). Участник 2—4-го этапов экспедиции «Мангазейский морской ход», фотограф проекта
Я прошёл три этапа экспедиции. Мне повезло, и я захватил всё самое интересное: оба волока, все моря — Белое, Баренцево и Карское — и неземной мир недельного ледового плена, когда мне казалось, что мы находимся в чистилище, а вокруг нас на постаментах повсюду стоят ледяные боги: египетские, греческие… Выход из Канинского полуострова — тоже удивительное место. Там было столько няши, что, кроме неё, там вообще больше ничего не было. И она была уже настолько качественная, ну просто высшего качества няша — как зеркало! Весь мир был зеркальным, мы шли посреди зеркал — и это было потрясающе. Если кому-то нужна няша, то за ней надо ехать туда — на выход в Баренцево море. В центре, где волок и Сухое озеро, — очень красиво. Там, где мы перевернули катамаран, такая показательная тундра, очень цветная, с оленями, с птицами. До этого мы всё время спешили, а из-за того, что мы перевернули катамаран, у нас наконец-то появилось три дня, чтобы там побродить.
Максим Матвеев. Участник 1—4-го этапов экспедиции «Мангазейский морской ход», капитан катамарана «Товарищ»
Во льдах Байдарацкой губы мы провели шесть полных дней и выскочили на седьмые сутки. Наверное, мы все многому научились за это время. Для меня это стало очередным подтверждением того, что иногда надо не ломиться, а остановиться, подумать и выдохнуть — и тогда все начнет получаться.
Думаю, не секрет, что у всех нас случился маленький шок от той плотности льдов, в которую мы влезли. Первое время мы хаотично, прямо до упадка сил куда-то ломились — и прошли за это время каких-то, может, пятьдесят метров. А потом, когда эмоции схлынули, мы адаптировались и поняли, что и здесь можно жить, что по льдинам можно ходить, можно по ним бегать, можно через них прыгать и, самое главное, их можно даже двигать.
Павел Хазанов. Участник 3-го этапа экспедиции «Мангазейский морской ход»
Моржи — замечательные. Совершенно прекрасные, характерные. В каждом морже можно рассмотреть портрет какого-то человека. Мы старались их не пугать. И они сами не очень боялись — только немного недовольно на нас похрюкивали. А кроме них, мы видели морских котиков и косатку.
Александр Горожанцев. Участник 1 и 3-го этапов экспедиции «Мангазейский морской ход»
Классным было всё — вообще пройти этап, пройти Югорский шар, увидеть с близкого расстояния моржей. Поесть походную еду, особенно борщ Чифана. А самое удивительное для меня — то, что на этом маршруте есть либо действующие, либо уже заброшенные населенные пункты. Там везде жили или живут люди, хотя раньше вся эта местность представлялась мне таким абсолютно безлюдным побережьем.
Опубликовано: 26 октября 2024.