Кино

Кино. Цой жив!

Отзывы представителей трех поколений о нашумевшем фильме Серебренникова «Лето»

Вокруг работы Кирилла Серебренникова ещё с этапа разработки сценария поднялся неистовый гул толпы. То очевидцы тех событий не были уверены в столь необходимой для них достоверности, то обыватели, как те же меломаны, уже ставили под сомнения идею фильма о Ленинградском рок-клубе. Но вскоре, после ареста режиссёра, неодобрительные крики стихли, и зрителю оставалось лишь ждать своего часа, а точнее, премьеры. Только в феврале этого года Борис Гребенщиков высказался о финальной версии сценария. Неутешительно назвал героев фильма «хипстерами» и запретил использование своего образа в картине. Правда, в фильме присутствует некий Боб, как две капли воды похожий на БГ начала 80-х, но за весь хронометраж нам так и не объясняют, кто есть кто. Совсем недавно работа в Каннах получила поощрительную ветвь за музыку и прошлась по кинотеатрам страны с неплохим бокс-офисом.

Казалось бы, Цой, «Зоопарк», КГБ. Ну кто сможет понять всё это за рубежом? Мне лично страшно представить себя на месте, например, журналиста немецкого DerSpiegel, который должен дать чёткий и ясный комментарий о фильме после показа. Ну да, музыка, снято круто. Сюжет, вроде бы, внятный. Но кто все эти люди? В России же все от Минаева, Парфёнова и Троицкого говорят о том, что фильм пропитан всей той эстетикой советской субкультуры, всё правильно и точно.

Да только в фильме не стоит искать глубинных смыслов. Это отличный блокбастер, который прекрасно развлекает и увлекает зрителя. Конечно, можно долго ещё пересматривать музыкальные вставки, если хотите, можете даже послушать альбом «каверов» (англ. cover — покрывать) «Зоопарка» от группы, прости, господи, «Звери». По сути весь фильм представляет собой один большой культурный код. И этот код имеет разную степень читаемости для разных возрастов.

Леонид Черток, главный редактор ИА rusnord, 59 лет:

— «Лето», конечно, не байопик. «Лето» — атмосферный музыкальный фильм с узнаваемыми персонажами в знакомых интерьерах, но не точных ситуациях. Тусовка музыкантов на балтийском взморье — то же, что и мосфильмовцев на какой-нибудь подмосковной речке. Единственное, не гнобили в те года состоявшиеся рокеры своих начинающих коллег, как показано в фильме. На официальной эстраде — это да: борьба за место в эфире и у кассы, сами не напакостят, так за спиной хихикнут. А в подполье какая конкуренция? В первый свой приезд к нам (утвердили без проб, под него и писалось) БГ рассказывал о новых музыкальных веяниях в городе на Неве: «У нас появился раскосый птушник с гитарой, бестолочь, но мотор». По-доброму было сказано, я помню интонацию.

Второй пласт — жизнь рок-тусовки того периода. Кто не пробирался на «сейшина» через окно в институтском туалете, тот жизни не видел (я пробирался). Кто придумал квартирники? Вы, вряд ли, найдёте ответ на вопрос… Ибо этот способ заработать денег в тех условиях лежал на поверхности. Кликнуть всех, чьи телефоны в твоей записной книжке, поставить в прихожей таз для денег… До ста рублей набегало, столько не каждый народный за сольник получал (если официально). Мы, например, таким образом собирали Боре на билет до Питера… Четыре раза обмывали окончание съёмочного периода на все… И по новой. Никто не подсказал, как собрать, сами допёрли, наверное, в воздухе витало.

Очень показательны экранные попытки рокеров попасть в официальную орбиту. Обязательно через комсомол. Запудрить мозги райкомовским культурологам, что «алюминиевые огурцы на брезентовом поле» — это не идеологическая издёвка над пролетариями-металлургами, а сатира на художников-авангардистов. Если что, последние поймут и простят. Да, советский душняк, но Серебренников с его взглядами, обидами и талантами мог снять ещё поязвительней (как Герман-младший «Довлатова»). Но не стал: задача другая.

Василий Ларионов,Директор Поморской Филармонии, 40 лет:

— «Лето» у каждого своё: для кого-то это романтический мюзикл, этакий русский «Ла-Ла Лэнд», для кого-то это жизнь и бытописание 80-ых, очень подробный, тщательно и любовно восстановленный портрет эпохи.

Для меня, как человека, чьё детство прошло в позднем СССР, это история о том, как можно оставаться свободным в пространстве тотальной несвободы.

И ещё: практически невозможно воспринимать «Лето» просто как художественное произведение вне контекста того, что происходит сейчас в стране и что происходит конкретно с режиссёром фильма Кириллом Серебренниковым. Наша история ходит по кругу.

Даниил ТЭ, DJ under ground dog, 17 лет:

— Картина «Лето» — это ни разу не документальный фильм о жизни Виктора Цоя или же Майка Науменко. Документальным его можно назвать только со стороны субкультуры. Очень эмоциональная, но местами затянутая картина с жирной любовной линией. Я был в восторге от игры Ромы «Зверя», хотя ожидал разочарования. Но после просмотра я получил максимальное удовлетворение.

Фильм пропитан романтикой того времени и колоритными второстепенными персонажами, из-за этого вся рутинная часть картины уходит на второй план. Каждая музыкальная вставка смотрится как отдельный клип или даже отрывок мюзикла. «Лето» завлекает зрителя декадентной романтикой того времени, и волей-неволей он хочет оказаться в том самом актовом зале на концерте групп запрещенного списка. Фильм «Лето» — лучшая кинопремьера этого лета. Я считаю, что русское кино должно быть именно таким, и его надо смотреть, интересоваться и не вешать ярлыки.