Культ личности

Мишель Рене Видерое и Магнус Воган

Беседовали — Кристина Дрягина и Евгений Тенетов

Фото — Гриша Аншуков

Впервые за историю нашего «Культа Личности» у нас два героя: Мишель Рене Видерое, руководитель норвежской компании NODA, которая объединяет множество архитектурных и дизайн-агентств и отдельные креативные индустрии; и Магнус Воган, архитектор и дизайнер из города Тромсё, занимающийся проектированием «пассивных» домов. Мы говорили о том, как дизайн помогает создавать комфортную городскую среду в северных приарктических регионах.

В Архангельск приехали дизайнеры и урбанисты из Москвы, Санкт-Петербурга и городов Северной Норвегии. Впервые за историю нашего «Культа Личности» у нас два героя: Мишель Рене Видерое, руководитель норвежской компании NODA, которая объединяет множество архитектурных и дизайн-агентств и отдельные креативные индустрии; и Магнус Воган, архитектор и дизайнер из города Тромсё, занимающийся проектированием «пассивных» домов. Мы говорили о том, как дизайн помогает создавать комфортную городскую среду в северных приарктических регионах.

Евгений Тенетов: Северную Норвегию и Архангельскую область объединяет очень многое: история, культура и, в первую очередь, климатические условия. Вы занимаетесь архитектурой и дизайном на Севере. Как вы подстраиваете современную архитектуру под климатические условия Севера?

Магнус Воган: В нашем случае архитектура является способом решения проблем с климатом. То есть, если живёшь в месте, где достаточно ветрено и холодно, значит, всё, что ты делаешь, должно помогать решать те проблемы, которые присутствуют в регионе.

Кристина Дрягина: Магнус, поскольку я являюсь куратором Arctic Art forum, мой вопрос в большей степени адресован сейчас тебе. Из твоей презентации я поняла, что у Архангельска и Тромсё очень много схожих вызовов, связанных с деревянной архитектурой. Было бы тебе интересно поработать у нас?

Магнус: Да, я считаю, что было бы интересно поработать в этой сфере. Особенно учитывая то, что древесина — достаточно специфический материал и у нас накоплен большой опыт по работе с деревом с учётом самых современных технологий. Мы могли бы поделиться своим опытом. Я считаю, что очень важно иметь возможность делиться опытом и встречаться. Для того, чтобы понять, как Архангельск и Тромсё могут сотрудничать в сфере дизайна и архитектуры, нужно активно обмениваться идеями и приходить к каким-то общим проектам.

Евгений: Магнус, я знаю, ты занимаешься проектами так называемых «пассивных» домов. Это дома, которые сами себя должны отапливать, или, скажем так, минимизировать затраты на энергию. У тебя уже были реализованы такие проекты и вообще насколько популярна эта тема в Норвегии?

Магнус: В строительстве конкретных домов по такой технологии я ещё не принимал участия, но компания моего босса много работает с такими проектами, и я получил великолепный опыт в работе с этой технологией. И, да, такие дома для Севера – это архитектура будущего!

Евгений: Именно на севере? В России, насколько я знаю, построено несколько экспериментальных «пассивных» домов, но в средней полосе и на юге. На севере их строить пока в голову никому не приходит.

Магнус: «Пассивный» дом можно создать в любой части мира, технологически его можно адаптировать под те климатические условия, в которых вы находитесь. На юге и на севере дизайн и технологии будут, конечно, отличаться.

Кристина: Мишель, скажите, чем для Вас стало участие в форуме, поскольку Вы являетесь директором Центра дизайна и архитектуры NODA. Мне бы хотелось узнать Ваше мнение.

Мишель Рене Видерое: Мы очень благодарны за этот опыт. Мы многое узнали о северной части России, особенно о том, какие проблемы, какие задачи вы ставите перед собой в сфере организации городских пространств. И, конечно, мы благодарны за возможность поделиться своим опытом и рассказать о том, чем мы занимаемся в Тромсё. Очень важно, что этот форум стал открытой платформой для обмена идеями, платформой для networking’а, где ты можешь встретить людей, которые могут тебе в чём-то пригодиться в будущих твоих проектах.

Магнус: Очень важно встречаться лицом к лицу. И то, что мы встретились здесь все вместе, а не просто где-то в Интернет-чате, это тоже имеет очень большое значение.

Мишель: В марте мы приглашаем архангельских архитекторов и дизайнеров в Тромсё, поэтому мы постараемся как-то объединить усилия и создать какие-то общие идеи и проекты.

Евгений: Наши регионы похожи не только тем, что и у вас, и у нас холодно, но мы ещё связаны общей историей и культурой: море, общие исторические связи и так далее. Вы, проектируя свои здания и воплощая дизайн и идеи, стараетесь учитывать историческое наследие региона?

Магнус: Это зависит от того, в каком конкретном регионе, в каком месте ты что-то строишь. Если ты находишься у моря, то тебе приходится учитывать определённые факторы. Когда удаётся учесть и культуру, тогда это здорово. Но, в первую очередь, ты создаёшь что-то удобное и практичное для человека, который будет там жить. Архитектура не всегда должна быть традиционной. Мне кажется, что и в Архангельске, наверное, стоит придерживаться только принципа традиционности и не надо бояться экспериментировать.

Кристина: Во время проведения форума ко мне поступило большое количество заявок от студентов-архитекторов — наших волонтёров. Могли бы наши студенты поехать к вам на стажировки и попробовать себя в качестве волонтёров уже на месте, в Тромсё, например?

Магнус: Чтобы стать практикантом в этой сфере, ты должен обладать определёнными компетенциями и уже уметь что-то делать и профессионально этим заниматься. Практиканты могут приехать из любой страны и попробовать себя в этом деле. Но практика в архитектурном бюро — это полноценная работа, и ты должен что-то предложить, обладать определёнными компетенциями.

Мишель: В Норвегии, если у тебя есть практикант, интерн, ты обязан ему платить зарплату. Соответственно, если ты платишь людям, которые приезжают на практику, то ты ждёшь в ответ определённой выполненной работы. И поэтому в качестве практикантов обычно берутся те, кто уже три года проучился в университете.

Кристина: Магнус, было бы тебе интересно провести в Архангельске некое образовательное мероприятие, например, воркшоп для наших студентов в рамках, возможно, гранта и написания какого-нибудь общего проекта?

Магнус: Конечно, это было бы интересно, нужно просто обговорить детали и подумать, как мы сможем это реализовать.

Евгений: Я присутствовал на презентации компании NODA, которую вы представляете, и, в принципе, понял, как она устроена. А как пришла идея стать объединяющим звеном большого количества дизайнеров, архитекторов? Это удобно для них или это удобно для вас? Для чего это было сделано?

Мишель: Это было выгодно и мне, потому что я хочу учиться у других людей, получать знания и делиться опытом. Но также, конечно, это выгодно и для архитекторов, и для дизайнеров, и для художников, и для многих категорий вовлеченных в этот процесс людей. В Тромсё у нас всегда были платформы для музыкантов, то есть места, где занимались музыканты, художники и другие представители арт-профессий. Но никогда не было ничего для дизайнеров и архитекторов. Поэтому мы решили это исправить и создали NODA.

Евгений: Вы ближе к профсоюзу или к продюсерскому центру?

Мишель: Мы не относим себя ни к тем, ни к другим. Мы считаем, что мы центр для коммуникации. Многие люди просто не знают, кто такие дизайнеры, чем они на самом деле занимаются, и считают, что они просто делают, например, веб-страницы в Интернете, но на самом деле они проделывают огромную работу, и мы просто хотим быть тем местом, откуда люди могут об этом узнать.

Евгений: В России ещё мы пока только движемся в сторону понимания, что такое дизайн в жизни. Скажите, какое место занимает дизайн в широком понимании в скандинавском обществе, в Норвегии? Что это такое, что это значит для человека, для жителя города?

Магнус: Сложно ответить, потому что мы сами являемся дизайнерами и архитекторами. Поэтому мы эти вопросы изучаем достаточно глубоко. Для нас самих дизайн — это жизнь!

Мишель: В Норвегии люди ещё не совсем понимают, что такое дизайн конкретно. Что дизайн и архитектура – это не просто красивое платье или красивая ваза, да, не просто милые вещи в интерьере. Дизайн — это создание вещей, призванных решить определённые задачи. То есть дизайн и архитектура являются инструментом, который может решать определённые проблемы и задачи.

Магнус: Мы в NODA хотим донести до людей, что дизайн — это не просто оболочка; что они могут к нам прийти, спросить, задать вопросы, мы им расскажем. Потому что люди обычно видят только маленькую деталь, то, что для них видно снаружи. Но, на самом деле, всё намного шире, глубже и выше. Дизайн — это ещё и многочасовая напряжённая работа, это труд дизайнеров и архитекторов, который должен быть оплачиваем и в который нужно вложиться.

Мишель: Для нас сейчас очень важна идея устойчивого развития городской среды, и мы считаем, что если вы хотите, чтобы в городе происходило устойчивое развитие, вы должны привлекать экспертов и людей, которые знают, как это делается, и умеют создавать идеи.

Евгений: Будем надеяться, что нашими совместными усилиями, вдохновляющими процессами в недалёком будущем дизайн-мышление станет таким же простым делом, как азбука или таблица умножения. Каждый человек к пятому классу будет мыслить по-дизайнерски. И это облегчит нам жизнь, и комфортная среда наступит по всему миру: от Зимбабве до России (Смеются)

Кристина: А я очень надеюсь, что скоро в наш любимый город придёт оценка и понимание того, что представляет собой символический капитал, труд людей, которые умеют рождать идеи.