Городская среда

Дорогу осилит творящий

Автор — марина меньшикова

фото — ксения усова

Столица Поморья, ворота в Арктику, родина Ломоносова, «Серебряное ожерелье России». Все эти эпитеты слишком высоки и неинформативны. «Столичный» дух города с красивым названием и не менее красивой историей развеивается моментально, как только свернёшь с центральной улицы в жилые кварталы или попробуешь прогуляться по деревянным мостовым.

Скажете, город растёт, развивается, кругом видны строительные краны! Растут торговые центры, которые предлагают потребителю культурный фаст-фуд, и элитная недвижимость. А если душа просит особого, колоритного, местного? Настоящего, в конце концов. Здесь требуется освежить в памяти теорию. Что такое культурные пространства в городской среде, и каковы их отличительные черты.

Пустите в город художников

Любое городское пространство сегодня должно динамично развиваться и уходить от индустриальных центров, которые делают города однотипными и стандартизированными, к центрам символической экономики производства идей и креативного контента.

На первый план выходят творческие профессионалы — учёные, аналитики, антропологи, социологи, архитекторы, дизайнеры, художники. Нужно понимать, что существование в городском пространстве таких персонажей приносит пользу, в первую очередь, для правящих элит, создавая благоприятный имидж городу, соответственно, привлекая в город новые инвестиции.

Одна из основных целей искусства как инструмента социального производства пространства — это управление образами и впечатлениями восприятия города горожанами. Если вы будете любить свой город, гордиться им, вам будет в нём комфортно, интересно, вы его не покинете.

Место силы

В целом, творческие пространства как в России, так и в Архангельске, сегодня крайне разрозненны в деталях, стилистике и форме существования. Попытаемся выделить несколько отличительных черт для них:

  • Использование инноваций;
  • Игра контента с формами — поиск лучших форм;
  • Преобладание визуальных средств коммуникаций;
  • Часто вызывающая стилистика;
  • Рабочие пространства объединены группами знакомых творческих единиц;
  • Общая идея;
  • Перенос взаимодействия с публикой в виртуальное пространство;
  • Прагматический интерес — продвижение продукта, получение прибыли.

Коллаборация из социально активных, творчески одарённых и, что немаловажно, предприимчивых индивидуальностей, создаёт необходимые предпосылки для поиска места для творчества. Например, в Санкт-Петербурге существует арт-сообщество PARAZIT, совершено неоднородное, состоящее из многочисленных маленьких групп. Сообщество нашло способ рассказать о себе: особенностями PARAZIT являются творческая экспансия и тиражирование своих филиалов на чужих территориях как с согласия владельцев, так и без него.

А что у нас?

Привлекательно ли городское пространство Архангельска для творческих инициатив и является ли оно социальным ресурсом сегодня? Культурологи отмечают, что развитие креативных индустрий в России переживает очень показательный эпизод. Власти понимают, что развивать культуру нужно, но понимают это по-своему. Культура в понимании правящих элит это нечто неподъёмное и очень консервативное. Потому и субсидии и финансовые поощрения распределяются в пользу академических формальных объединений, финансирование всего непонятного и нового чревато для бюджета проверками, отчётами и лишней бумажной волокитой.

Следующий момент — ужесточение контроля правящих элит над городской средой, который также не способствует развитию новых арт-пространств даже в крупных городах. Бюрократизация и необходимость согласований публичных выступлений, перформансов, запутанная и нередко необоснованно сложная и многоступенчатая система подачи грантов и соисканий различных премий приводят к деградации культурного сообщества в целом.

Чтобы не быть голословными, приведём пример. Корпорация развития Архангельской области, несмотря на критику в своё время со стороны СМИ, сегодня предоставляет на своём сайте отчёт по нескольким десяткам успешно реализованных бизнес-проектов.

Однако, из них лишь три могут относиться к развитию культуры в регионе. Это создание интерактивной истории в Яренске под названием «Волшебная кухня Бабы-яги», исторический проект Коношского краеведческого музея «Савва Мамонтов и его Няндома» и фестиваль короткометражного кино «Кинопередвижка». В этих проектах соискатели получили как информационную так и консультационную помощь: КРАО помогла найти средства на реализацию проектов. Чтобы подать заявку на получение помощи от Корпорации развития нужно предоставить бизнес-план и презентовать проект, указать, что мешает его реализации. Не так сложно. Почему тогда всего три реализованных проекта?

Из целей создания корпорации становится ясно, что акцент работы КРАО сделан на создание индустриальных кластеров и технопарков, нежели развитие культурной среды. И это логично, в депрессивном регионе, коим является Архангельская область, не до зрелищ, когда люди требуют хлеба.

В чем проблема?

Городская среда областного центра сегодня неоднородна, есть ощущение, что идёт переосмысление накопленного опыта, и очень сильная потребность в новых творческих вливаниях. Постоянный отток молодых и перспективных в другие города, конечно, не способствует развитию творческих инициатив. К тому же добавьте специфику вновь прибывающих в город — это жители небольших посёлков и райцентров со своими знаниями и бэкграундом. И без того скудная прослойка носителей культурных инициатив ведёт себя крайне закрыто по отношению к публике.

Изолированность небольшого рынка заставляет художников ориентироваться на узкий сегмент — коллег по цеху, со зрителем культурным сообществам работать не очень интересно. Деятели культуры ориентируются не на признание публики, а на собственную закрытую тусовку. Все варятся в своём котле, потому нет дебатирования и открытого обсуждения, не даётся оценка работе. А это крайне важно для развития и выхода на новый уровень в творчестве.

Сегодня в Архангельске нет единой площадки управления разрозненными культурными сообществами

Художественные сообщества сегодня по-прежнему предпочитают выставляться в традиционных пространствах и лучше за пределами своего родного города. Это вопрос имиджа. Хотя стоит отметить, что всегда существует масса альтернативных площадок и различные формы презентации работ. Консерватизм не даёт их увидеть. И, как следствие, нет толчка для развития новых креативных пространств.

Кроме того, существующие сегодня творческие сообщества всё больше уходят в виртуальную коммуникацию: это безопаснее; современное городское публичное пространство становится всё более контролируемым сверху.

Сегодня в Архангельске нет единой площадки управления разрозненными культурными сообществами. Места, которое смогло бы объединить вокруг себя незначительные отдельные истории в масштабный культурный кластер. Нужны и так называемые помощники, назовём их условно продюсерами культурных кластеров, которые, сами не создавая продукт, смогут интегрировать готовые предложения креативщиков в общество и ускорить получение фидбэка. Такие люди в России есть, более того и в нашем регионе тоже.

Однако, здесь возникает новый вопрос: заинтересованы ли творческие сообщества Архангельска в таких людях? Есть ли потребность в кооперации, в общих проектах?

Что мы имеем сегодня?

«Поморская АРТель»

Филиал Архангельского городского культурного центра, расположен в особняке на пешеходной исторической улице Чумбарова-Лучинского. Сотрудники артели получают заработную плату из бюджета города. Однако, коммерческая составляющая также присутствует. В первую очередь, это аренда залов, выполненных в стилистике жилого особняка конца XIX — начала XX вв. Все мастер-классы, лектории, творческие вечера проводятся для горожан за символическую плату. Часто инициативные творческие люди, попадая в муниципальные учреждения культуры, сталкиваются с бюрократической проблемой. Чтобы отчитаться о проделанной работе, например, подчас необходимо потратить вдвое больше времени на составление отчётов и писем. Слабая информационная политика, консервативные взгляды на новые идеи приводят к печальному результату. Вроде бы творческие инициативы есть, но они какие-то… неинициативные.

Интеллектуальный центр научной библиотеки имени Е.И. Овсянкина.

Современному семиэтажному зданию библиотеке — 4 года. В нём на площади более 15 тысяч квадратных метров здание снабжено шестью лифтами, имеет актовый зал на 250 человек. Всего же одновременно центр может принять до тысячи посетителей, в здании размещено более миллионов экземпляров книг.

В библиотеке размещены виртуальный филиал Русского музея, проектный отдел, сектор интеллектуальных игр, музей занимательных наук, школа робототехники, пресс-служба вуза, кафе. Работает собственная радиоточка.

На базе центра проводились научные конференции, публичные лекции, творческие встречи с известными людьми, тематические чтения и фестивали в стилистике «Библионочи».

Думается, что частные творческие инициативы на постоянной основе здесь невозможны, но сам факт того, что места достаточно для организации, как минимум, одной телекомпании и нескольких газетных редакций, наводит на размышления. Конечно же, у здания есть большое преимущество: оно новое и совершено готово к активной эксплуатации.

Фабрика.

Здание по адресу Гагарина, 42 раньше занимало швейное предприятие «Союз». Сегодня часть помещений сданы в аренду. Волею случая арендаторов, слабо взаимодействующих между собой, всё же объединяет нечто общее: все они — представители культурного мейнстрима Архангельска. В первую очередь, это студия по пошиву одежды дизайнера Анны Злотко, которая успешно реализует симбиозы с другими дизайнерами и художниками, не боится идти против системы и в итоге только выигрывает. Анна признаётся, что искала такое пространство — с большими окнами и удобным месторасположением. Сегодня она говорит и о недостатках помещения: в нём очень прохладно, не работают лифты, и арендные каникулы даются лишь на месяц. Однако, это не помешало расположиться здесь же сразу двум фотостудиям и агентству праздников. А так же цеху по пошиву авторских изделий из кожи InSide.

В здании «Швейки» успешно себя чувствует и музыкальный арт-бар «Фабрика».

Набережная.

Главная артерия, которая питает Архангельск — набережная Северной Двины. Как радовались мы ремонту Красной пристани, и как радуемся сейчас благоустройству набережной в части новых застроек. Квартал с красивым названием ОмегаХаус, будто перенесённый из скандинавских столиц к нам в Поморье — место, где, определённо, будет модно делать всё: жить, отдыхать и творить. Пример практически идеальной комфортной городской среды, услада для урбаниста обещает стать и весьма активной точкой на карте мест досуга горожан.

Первыми марш-бросок в новые помещения сделали рестораторы и угадали: новое место успешно приняла публика. Следом за пищей для тела — пища для души и вдохновения. Проекты дизайн-студия «Tabooret» и бутик живых цветов «Цветочная лавка» объединились под одной новой крышей и только выиграли от этого: расширив площади, выбрав стратегически грамотно место расположения, получили увеличение прибыли и новых бизнес-партнеров. Ирина Панова и Илья Зыков признаются, что готовы приглашать на свою территорию творческие проекты для проведения различных культурных мероприятий. Также открыты к сотрудничеству и коллаборации с различными творческими проектами и их соседи — центр «Территория ЙОГА».

«Гастрономика».

Гастробар «Гастрономика» на Троицком проспекте в помещении бывшего ювелирного магазина «Карат» открылся в день рождения его владельца Андрея Федосеева. Этот небольшой по площади уютный лофт безупречно выполнен в стилистике парижских кафе, где вас встречают бариста и сомелье, и где можно спрятаться за книгой и бокалом вина за маленьким столиком у окна. Здесь всё играет на мелочах: так специально из США была привезена кованая каминная люстра. Изначально идея совмещения винного бутика и пространства для общения творческих элит казалась слишком очевидно привлекательной. Картинная галерея, мини-кинотеатр и лекторий в одном флаконе, приправленные пузырьками отменного шампанского, пока имеют слабый спрос у того, кто не в теме. И всё бы ничего, ведь должны же быть в городе места не для всех. Но здесь нужно не забывать об экономической составляющей любой красивой истории.

Сегодня «Гастрономика» продолжает политику заведения, созданного для ценителей момента и красоты жизни. Надеемся, эта политика себя сможет оправдать и принести владельцам ощутимые дивиденды.

Творческое объединение «Северный Огонь».

Достойный пример творческой коллаборации. Собрались профессионалы в области киноиндустрии, арендовали помещение, закупили дорогостоящую технику и выдали качественный медиа-продукт, конкурировать с которым в регионе весьма не просто. Участники «Огня» пытались вначале совмещать работу в объединении с основными местом работы, но впоследствии приняли решение все силы отдать проекту. «Северный огонь» — это союз графических дизайнеров, аниматоров, операторов, монтажёров и сценаристов. Полный кейс услуг «под ключ» в столичной упаковке. Василий Подойницын, Пётр Меньшиков, Артём Кирилкин и Анна Антонова замахнулись на весьма специфический сегмент, совершенно не охваченный в регионе — это создание игрового кино и постановочных со сложной структурой и географией рекламных роликов. Особенность каждого участника проекта — это их специфические умения.

Среди проектов «Огня» можно выделить медиа-сопровождение чемпионата «Лесоруб XXI века» в Устьянах, конкурс красоты «Королева леса», кроме того команда работает над созданием мини художественных фильмов исторической тематики, отдавая предпочтение батальным сценам, и всегда активно внедряет в свои работы качественную видеографику. У «Северного Огня» есть положительный опыт сотрудничества с муниципальными и областными структурами, написания грантов и бизнес-проектов.

Выставочный зал союза художников Архангельска.

Кроме персональных выставок, мастер-классов и тематических встреч с художниками здесь регулярно происходят свои внутренние тусовки. Место само по себе привлекает совершенно определенную группу людей: это закрытое сообщество художников и людей, знающих толк в искусстве.

Давно стало очевидно, что собираться богеме в здании, вопиющем о ремонте, не совсем удобно. Не так давно новое культурное пространство для ценителей искусства людей в городе появилось. Согласитесь, это беспрецедентный случай.

«Объект 32».

Год назад в здании типографии «Правда Севера» на проспекте Новгородский, 32 была предпринята попытка осмыслить индустриальные пространства через культурную составляющую. Две тысячи квадратных метров были на сутки отданы на откуп представителям различных культурных течений для того, чтобы они, осмыслив его, пропустив через себя, создали новое пространство. Два здания, объединенных переходом с гигантскими цехами и печатными станками — сегодня, пожалуй, лучшее место для лофта в нашем городе.

Что немаловажно — его месторасположение. Это центр города, рядом — студенческий городок, то есть целевая аудитория в шаговой доступности. Следующий момент: собственник активно занялся ремонтом и благоустройством территории. Спустя год, всё, что нам напоминает о культурном мероприятии «Селектор», это граффити на внешней стене «Объекта 32» — новое название бывшей «Правды Севера» в стилистике Петрова-Водкина, весьма креативное и современное.

Сегодня собственник сдаёт в аренду различные варианты помещений: от бывших цехов до офисных кабинетов. Всего 2 с лишним тысячи квадратных метров. Цена на аренду ниже, чем в среднем по городу. Всё это создает активный спрос на «Объект 32». Сейчас здесь уже успешно функционируют крупный продуктовый супермаркет, студия детской хореографии и футбольный клуб для детей, столовая, агентство по производству наружной рекламы, сети оптовых магазинов, есть даже кальянный бар. Именно это место сегодня мы нашли самым подходящим для создания креативного кластера, оно действительно похоже на подобные истории в Москве и Петербурге.

Вывод

Креативные индустрии — это явление синтетическое, в его основе — три составляющие: творческая самоидентификация художников, успешные бизнес-проекты и решение социальных задач. Рано или поздно конкуренция и развитие технологий заставят сойти с дистанции того, кто сегодня по инерции выживает и получает помощь в виде финансирования и различных экономических послаблений, дав дорогу новым течениям и идеям, людям, открытым к переменам, готовым учиться, меняться и искать новые пути решения поставленных современностью задач.