Редактор-пост Кому надо ходить пешком

О пользе городских прогулок – Евгений Тенетов

Идиотский вопрос, конечно. Что значит «надо», это ж дело выбора: хочешь — ходи пешком, хочешь в булочную на такси — поезжай. И то, и другое хорошо. И тот, и другой «наш человек». Лично я свой выбор в пользу ног и созерцания сделал давно, вернее, передо мной даже выбора такого не стояло.

Уменя был пример отца, который при любом удобном, а порой и не очень удобном случае говорил: «Да чего тут ехать, идти пешком в Архангельске в любой конец пятнадцать минут!». И шёл. И ещё как шёл! Помню, живя в самом начале «Розочки», мы с чемоданами тащились на железнодорожный вокзал… Конечно, «чего тут ехать». Отец презирает автобусы и с трудом принимает такси, зато легко ходит по набережной «от моста до моста». Это уже привычка, которая стала и моей, если можно пройти пешком, я никогда не сяду в машину или автобус. Хотя трамваи мне всегда нравились… Было в них что-то настоящее… Но где теперь те трамваи?!

Однако, отложим в сторону физкультуру и прочую кардиостимуляцию, чем ещё полезна ходьба по городу?
Ходьба формирует горожанина. Передвигаясь на машине, будь ты хоть водителем, хоть пассажиром, города тебе никогда не понять. Только протестировав город ногами, ты сможешь узнать, как он живёт, и вообще попробовать его «на ход ноги». Пешеход — самый главный горожанин. А мы всё продолжаем мыслить средневековыми понятиями, сословными, феодальными; если у тебя автомобиль, значит ты «всадник», а если ты пеший воин, то и цена тебе полушка, и ты «пёс смердящий». Но речь не о том, кто круче, я вам про кайф сейчас толкую.

Ходить, друзья, надо, но только ходить с толком: смотреть по сторонам и под ноги, а ещё думать. Тогда сразу на ум приходят правильные мысли. Ходить полезно не только с точки зрения задницы, а ещё и с точки зрения головы. Философ Сёрен Кьеркегор полагал: «Прежде всего, важно не утратить желание ходить. Каждый день я хожу, стремясь достичь равновесия — так я избегаю любых недугов». Да что там Сёрен, в Древней Греции со времён Аристотеля существовала благородная традиция размышлять во время прогулок. Сократ постоянно бродил в пределах и за пределами городских стен. Он любил ходить и разговаривать, в мерном хождении рождалась мысль. Великий Кант ежедневно после обеда совершал прогулки по улицам Кёнигсберга, а в Гейдельберге есть знаменитая, любимая Гегелем «Тропа философов». Ницше вообще считал, что не доверяет своим идеям, если они пришли ему в голову не на свежем воздухе и не на пешей прогулке. И ещё, задумайтесь, самые прекрасные города мира созданы не автомобилистами, а пешеходами и для пешеходов.

Как вам кажется, хорошо было бы, если на законодательном, непременно федеральном уровне муниципальным чиновникам в городах до 500 000 человек населением от мэра до главного архитектора и начальника департамента ЖКХ запретили бы пользоваться автотранспортом за исключением экстренных случаев? Походили бы они по городу своему пешком с работы на работу у всех на виду, а по выходным — с семьёй по набережной, это ж совсем другая жизнь бы наступила. Тьма бы рассеялась. «Тьма — это город, свет — это путь», — писал английский поэт Дилан Томас. Правда хорошо и точно сказано! +